К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мировое равенство: что обещает инициатива Джанет Йеллен о минимальном налоге на прибыль

Фото Mark Wilson / Getty Images
Фото Mark Wilson / Getty Images
Установление минимальной ставки налога на прибыль стало бы логичным первым шагом к синхронизации налоговой политики в крупнейших экономиках мира. Россия пока останется в стороне от этого процесса, считает директор Финансового центра Сколково-РЭШ Олег Шибанов

Министр финансов США Джанет Йеллен предложила установить во всем мире единую минимальную ставку корпоративного налога (налога на прибыль). Ее коллеги из некоторых стран G20 уже  выразили поддержку этому предложению — а учитывая то, что «двадцатка» представляет 80% мирового ВВП и 60% населения, такой консенсус может оказаться достаточным для воплощения идеи в жизнь. В то же время обсуждение инициативы только начинается, и возражений может быть высказано немало — слишком много заинтересованных сторон.

«Маленькая женщина с большим IQ»: как Джанет Йеллен разрушает стереотипы

Неочевидное решение

После налоговой реформы Дональда Трампа, когда с 2018 года федеральный подоходный налог (кроме федерального, есть также налоги на уровне штатов) был снижен с 35% до 21%, США из группы юрисдикций с высокими налогами перешли в число стран со средней налоговой нагрузкой. По данным Tax Foundation, в Соединенных Штатах максимальная ставка налога в 2020 году составляла около 25,8% — при средней по миру 25,9% (с учетом доли стран в глобальном ВВП). Однако новый президент Джо Байден хочет вновь повысить налог — до 28%, так как это поможет профинансировать его масштабный антикризисный план. Такой шаг может подтолкнуть американские компании еще активнее переводить свой бизнес в страны с более благоприятным налоговым климатом, чего власти США, конечно, хотели бы избежать.

 

Международная налоговая конкуренция может быть выгодной, особенно для небольших стран вроде Ирландии, привлекающих бизнес низкими ставками. С другой стороны, многие правительства могут поддержать идею общего минимального налога на прибыль, так как она гарантирует определенный уровень бюджетных доходов и возможности воспроизводства «социальных благ» со стороны государства. Пищу для размышлений тут добавляет опыт реформы Трампа, который показал, что снижение налогов не обязательно приводит к положительным последствиям.

Судя по данным некоторых исследований, реформа не привела к увеличению инвестиций компаний, зато позволила повысить выплаты дивидендов, которые акционеры частично направили на выкуп акций своих компаний (buybacks), а также нарастила бюджетный дефицит. Исторически в США (и не только) наблюдалась довольно неожиданная положительная корреляция налоговой нагрузки и экономического роста. Государства не всегда тратят зря собранные с налогоплательщиков деньги: они предоставляют социальную помощь, финансируют образование и здравоохранение. Но надо учесть, что в прошлом налоговая конкуренция стран была ниже, а ставки — сильно выше. Поэтому планы Байдена по увеличению налогов и инвестиций в инфраструктуру могут как помочь экономическому росту, так и вызвать временный перегрев экономики.

 

Наконец, многое будет зависеть от того, на каком уровне предполагается установить минимальную ставку корпоративного налога. Например, в Европе средняя ставка налога после реформы Трампа оказалась существенно выше, чем в США.

Байден запланировал самое значительное повышение налогов в США за 28 лет

Опыт для России

Российский Минфин пока не отреагировал на предложение из Вашингтона. Как известно, в России ставка налога на прибыль фирм составляет 20%. Повышение до среднемирового уровня в 23-25% может увеличить поступления в бюджет, но мы помним, например, как повышение НДС в 2019 году с 18% до 20% привело к замедлению деловой активности. Одностороннее изменение налога в России пока не планируется — с большей вероятностью можно ожидать новых шагов к прогрессивному налогообложению доходов и депозитов граждан.

 

А вот когда G20 согласует подходы к минимальным ставкам, реагировать, скорее всего, придется. Определенная свобода маневра, позволяющая компенсировать бизнесу возможное повышение налоговой нагрузки, у правительства есть. Налог на прибыль в России не составляет значительной части бюджета, его сборы в 2020 году составили около 1,1 трлн рублей на фоне общих бюджетных доходов в 18,7 трлн рублей. Схожая ситуация и в других странах: для США это менее 1% от ВВП в 2019 году (при общих налоговых доходах примерно на уровне 25% ВВП), для стран ОЭСР — около 3,1% из 34% ВВП общих налоговых сборов.

В целом инициатива Йеллен выглядит как первый шаг к большей синхронизации налоговой политики в крупнейших экономиках мира. И налог на прибыль — логичный выбор, так как он обычно не составляет значительную часть налоговых сборов. Кроме того, равные или хотя бы сопоставимые условия налогообложения прибыли хорошо вписываются в общую политику развитых стран по борьбе с «тихими» налоговыми гаванями.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

10 самых странных налогов в мире

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+