$500 000 за биткоин: куда движется криптоиндустрия и на что обратить внимание
В далеком по меркам криптоиндустрии 2015 году iTech Capital инвестировал в компанию BitFury, производителя «промышленного железа» для майнинга криптовалюты и разработчика программного обеспечения для работы в блокчейн-среде. iTech был одним из немногих институциональных инвесторов, рискнувших сравнительно большим чеком в непонятной, пугающей и одновременно притягивающей нише.
С тех пор активными темпами шла гонка вооружения ASIC-чипами (компоненты устройства для майнинга, от качества которых зависит эффективность добычи криптовалюты. — Forbes) между майнерами со всего света, случились взлет и последующее падение рынка ICO (ICO — криптоверсия IPO, первичное размещение токенов. — Forbes), возникло большое количество новых блокчейн-технологий, которые все глубже проникают во многие традиционные секторы офлайн-экономики.
Укрепление веры в биткоин как в инструмент накопления с одновременным антиинфляционным хеджированием неизбежно спровоцировало рост цены на этот актив. Сегодня стоимость биткоина превышает $57 000.
Что же происходит в криптомире?
Большие перемены: почему биткоин начал резко расти и сможет ли стать резервной валютой
Госрегулирование, институционалы и майнинг
Безусловно, до массового принятия криптовалют еще достаточно далеко. Типичные страхи сторонников традиционных финансов, связанные с госрегулированием, или с якобы пирамидальной составляющей криптоиндустрии в целом, или с невозможностью системы технически воплотить все самые смелые идеи блокчейн-инноваторов, по-прежнему присутствуют на рынке. Самое удивительное, что ни риторика, ни сами эти тезисы практически не поменялась за последние три-четыре года, несмотря на целый ряд событий, которые сильно изменили индустрию.
Существенный приток институциональных денег уже повлиял на устойчивость системы, а также спровоцировал активный рост цен на базовые криптовалюты на биржевом рынке. Биткоин достиг капитализации в $1 трлн и постепенно становится доступным платежным инструментом благодаря интеграциям с Visa, Master, PayPal. Согласно отчету ARK-Invest, в 2017 году около 80% держателей биткоина владели токенами менее одного года — в отличие от 2020 года, когда инвестиция в криптовалюту рассматривалась как долгосрочное вложение более чем для 60% всех инвесторов. Данная статистика говорит о том, что со временем сильная волатильность, которую мы сейчас можем наблюдать, возможно, будет сокращаться.
Огромное количество инвестиций привлек сектор майнинга. Майнинговые фермы вырастают как грибы в местах с дешевой энергетикой. Riot Blockchain, BitFury, Hive Blockchain, Marathon Holdings и другие наращивают свои вычислительные мощности. Например, Marathon запускает первую майнингую ферму, инвестируя до $200 млн. BitFury планирует вложить до $425 млн в майнинговые фермы до 2025 года, достигнув мощности 745 МВт. Blockcap планирует увеличить количество своих ASIC-майнеров до 40 000 в этом году и оценивает свои инвестиции в проект в $270 млн. Майнинговая компания Hut 8 объявила о покупке новых специализированных видеопроцессоров на сумму $30 млн от Nvidia, где уже давно испытывают сложности в отгрузке своих видеокарт из-за повышенного спроса со стороны майнеров. Список может быть длинным.
Растет M&A активность в индустрии: в 2020 году прошло более 80 сделок по слияниям и поглощениям с участием криптокомпаний общим объемом почти $700 млн.
Центральные банки по всему миру начали обсуждать и тестировать системы цифровых валют в противовес доминирующей идее децентрализации. Цитата итальянского философа Никколо Макиавелли «Если не можешь победить толпу — возглавь ее» не теряет актуальности.
Присутствие институциональных инвесторов — уже явление обыденное. Все больше частных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций выделяют аллокации как на криптовалюты, так и на блокчейн-проекты в криптоиндустрии.
Защитный кошелек: почему инвесторы полюбили биткоин
Куда смотреть инвестору
Взрывной рост мы видим в сегменте DeFi (децентрализованные финансы, финансовые cервисы и приложения, созданные на блокчейне) — с $700 млн в декабре 2019 года до $13 млрд по состоянию на 31 декабря 2020 года и увеличением в 2021 году уже до $40 млрд.
Уже не первый год идет разговор об архаичности банковской технологии и возможностях, которые дает децентрализованная финансовая система. Протоколы DeFi с открытым исходным кодом, основанные на смарт-контрактах, позволяют прозрачно и надежно оказывать целый ряд традиционных финансовых услуг без обращения в банки, разделяя жирную банковскую маржу между заемщиками и кредиторами с высокими уровнем надежности, прозрачности и доступности технологии. Этот сектор ждет большое количество изменений, продиктованных пользовательским опытом. Безусловно, возникнет давление со стороны регуляторов и финансовых институтов, чью «поляну» активно забирают игроки DeFi-индустрии.
Но мне, как инвестору, очевидно, что этот сегмент не оставят без внимания многие инвестиционные фонды, поэтому и мы в iTech стараемся держать руку на пульсе.
В этом году расцвела эра NFT (невзаимозаменяемых) токенов, которые открывают новый рынок по созданию и сохранению стоимости в мире цифровых активов. NFT-токены фактически реализуют давно обсуждаемую концепцию store of value в цифровом мире, основанную на полезности, истории владения, будущей стоимости и сегодняшней ликвидности. В отличие от криптовалюты эти токены централизованы и управляемы, и в то же время в полной мере обладают такими преимуществами блокчейн-экосистем, как надежность и прозрачность. Мир цифрового контента уже давно нуждается в подобном инструменте, и избыточная ликвидность на рынке капитала послужила хорошим толчком к развитию и адаптации этого сегмента крипторынка.
Активно развивается финансовый инструмент Mining As a Service (разновидность облачного майнинга). Многие майнинговые компании предлагают свои услуги в виде финансового продукта, доходность которого привязана к процессу майнинга, при этом все операционные риски майнеры принимают на себя. Продукт идеально подходит тем, кто хотел бы иметь финансовые вложения в этот сектор, но при этом не готов нести операционные и регуляторные риски, традиционно присущие этой индустрии.
«Если у вас меньше денег, чем у Илона, будьте осторожны»: Гейтс предостерег от инвестиций в биткоин
«Старички» инвестиционного мира и пугающие оценки
Пузырь ли это? Хотелось бы верить, что нет. Настораживает то, что многие (если не все) предприниматели сегодняшнего дня давно позабыли старый добрый фундаментальный подход к оценке.
Пандемия расчехлила печатные станки всех центробанков мира, активно печатающих деньги, которые, в свою очередь, на фоне низких процентных ставок неизбежно попадают на рынок акций в целом и крипторынок в частности.
Текущие оценки на рынке пугают и расстраивают, когда смотришь на них глазами покупателя, и безусловно радуют — когда глазами продавца. Если мы посмотрим на рынок SPAC (Special Purpose Acquisition Company — компания, созданная специально для слияния с другой частной компанией, которая желает выйти на биржу, минуя процедуру IPO. — Forbes), то увидим, что за первый квартал 2021 года компании привлекли порядка $88 млрд, что больше, чем за весь 2020 год. В результате инвестиционные компании аккумулировали на своих балансах средства свыше $1 трлн, которые должны быть проинвестированы в течение следующих двух лет, что приведет к большой конкуренции за перспективные компании и, соответственно, раздутию оценок.
Такие приятные слуху инвестора метрики, как выручка, прибыль, маржа, медленно и верно уходят на второй план. Избыточная ликвидность на рынке капитала, растущая с каждым днем экосистема венчурных инвестиций, безусловно, меняют ландшафт традиционной инвесторской среды, к которому привыкли «старички» инвестиционного мира.
Криптоиндустрия по-прежнему относится к классу высокорискованных даже среди венчурных капиталистов. Именно поэтому фундаментальный подход к оценке у них уже не так важен.
Активно работает принцип посевного инвестирования в надежде на то, что, например, какой-нибудь стартап сможет повторить успех ранних инвесторов Coinbase. Ожидается, что на момент IPO компания достигнет оценки свыше $100 млрд при выручке в $1,3 млрд и прибыли в $322 млн, что доказывает невероятную веру инвесторов в рост компании в будущем. Такая инфляция оценок в экосистеме будет способствовать снижению доходности у инвесторов на горизонтах 10-15 лет от сегодняшнего дня.
Все же пока слабо верится в прогнозы о том, что биткоин к концу десятилетия будет стоить более $500 000 или даже достигнет уровня в $1 млн. Однако я хорошо помню лето 2017 года, когда при цене около $2000 за биткоин мой товарищ и основатель компании BitFury Валерий Вавилов вполне профессионально убеждал меня в том, что к 2022 году один биткоин будет стоить $50 000, — и даже любезно подписался под своим прогнозом.
По меркам криптоиндустрии 2017 год — это прошлый век, по меркам обычного самаритянина — это вовсе не так давно. Я уже много раз был свидетелем того, как самые несбыточные прогнозы становились реальностью — и именно поэтому не исключаю, что уровень $50 000 за один биткоин, который наступил на год раньше прогноза Вавилова, — это только начало очередного ралли.
Индустрия меняется через эволюционный естественный отбор, и именно этот отбор делает ее сильнее и устойчивее, с каждым днем увеличивая количество криптоадептов.