Эпоха цифровых чеболей: удастся ли «Яндексу» и «Тинькофф» побороть «Сбер»
Виктор Достов был одним из создателей компании PayCash, которая в 2002 году вместе с «Яндексом» создала «Яндекс.Деньги». В 2007 году PayCash продала свою долю в «Яндекс.Деньгах» «Яндексу».
Объявление о договоренностях о сделке «Яндекса» и TCS Group — редкая новость, которая порадовала всех. Скучный карантинный рынок не балует нас яркими событиями, а тут и сумма в $5,5 млрд, и харизматичные лидеры с их яркими проектами, и масса порождаемых интриг. Страшно интересно понять, зачем это случилось и что будет дальше.
Простое соображение состоит в том, что это действительно прекрасная синергия. После сделки, если она состоится, «Тинькофф» ожидает быстрый рост аудитории. Это случалось с большинством компаний, купленных «Яндексом» и, по моему личному опыту, покупка компании «Яндексом» дает абсолютно взрывной эффект, который складывается из мощных рекламных потоков, экспозиции в СМИ, быстрой интеграции в другие проекты, обсуждений в соцсетях и так далее. При покупке «Яндексом» проекта PayCash, превратившегося в «Яндекс.Деньги», клиентская база удвоилась за месяц с небольшим после запуска СП.
Можно предположить, что карточная аудитория «Тинькофф» вырастет за полгода в два раза. Еще большее ускорение ждет «Тинькофф.Инвестиции» — это продукт из категории тех, что находятся в фазе бурного роста в России. Количество новых брокерских счетов физических лиц, открытых на Московской бирже, к концу августа 2020 года достигло 6,2 млн. Продвижение c помощью «Яндекса» может сделать «Тинькофф.Инвестиции» лидером с большим отрывом от конкурентов. Скорее всего, похожая история, хотя и не такая эффектная, произойдет и с «Тинькофф.Страхованием».
Сейчас большинство крупных российских игроков — в финансовой и нефинансовой сфере — очевидно пытаются по корейскому образцу создавать чеболи — финансово-промышленные группы. И в онлайн-сфере этот процесс идет быстро и эффективно. Тем не менее остается важным вопрос: нацелился ли «Яндекс» на создание следующих, очень больших «Яндекс.Денег», или в планах еще более амбициозный передел финансового рынка. Например, создание розничного игрока, равного Сбербанку. На данный момент отрыв Сбербанка от «Тинькофф» велик, и его придется быстро сокращать.
Объективно, конкуренции между Сбербанком и «Тинькофф» сейчас нет. Основным плюсом «Сбера» является гигантская, замкнутая и постоянно растущая экосистема. Когда покупатель приходит в магазин и платит карточкой, с вероятностью 50% транзакция замыкается внутри «Сбера» — и продавец, и карточка обслуживаются в нем. Кроме этого, 2,5 млн клиентов-юрлиц исправно поставляют зарплатных клиентов, система быстрых платежей «Сбера», по сути, работает негласным стандартом для физлиц, мини- и микропредпринимателей. И никакие движения конкурентов и регулятора пока эту картину не поменяли.
«Тинькофф», по сути, никак не вмешивается в эту систему, предлагая для нее прекрасный сторонний продукт. Пока «Тинькофф» не станет банком для юрлиц, эта ситуация существенно не изменится. Поэтому, скорее всего, карточек «Тинькофф» у пользователей Сбербанка станет заметно больше, но и число карт «Сбера» будет продолжать расти.
Эти рассуждения, впрочем, игнорируют действия регулятора, которые могут существенно изменить расклад. Модель «Тинькофф» очень зависима от бонусов клиентам. И если будут воплощены идеи о снижении комиссии для торгово-сервисных предприятий — через регулирование эквайринга, или повсеместно внедрена Система быстрых платежей (СБП), — модель может сломаться, и клиент останется в своих скучных зарплатных банках.
С другой стороны, если регулятору удастся побороть зарплатное рабство и разобраться окончательно с комиссиями в СБП, то от этого выиграет как раз «Тинькофф», который люди все чаще выбирают в качестве зарплатной карты.
Не стоит также недооценивать антимонополистический настрой ЦБ (регулятор неоднократно выступал против появления крупных экосистем на основе банков) и место, которое в его картине мира занимает Сбербанк. Не исключено, что ФАС наконец более пристально посмотрит на финансовый сектор и задумается, насколько идея экосистем соответствует идее честной конкуренции и равного доступа к ресурсам.
На данный момент «Яндекс» и «Тинькофф» являются более цифровым альянсом, чем «Сбер». И развитие сектора в сторону онлайна, безналичных платежей и остального «цифрового» играет им на руку. Тем не менее «Сбер» неоднократно демонстрировал и быстроту реакции, и высокий IT-потенциал и, несомненно, в среднесрочной перспективе вполне в состоянии наверстать разрыв. На продуктовой конференции «Сбер», пожалуй, выглядит догоняющим — и музыка, и такси, и подписки уже присутствуют в чек-листе конкурента. Но догоняет он весьма быстро.
Разумеется, другие крупные банки абсолютно не готовы сидеть, сложа руки. В картине будущего присутствует и Mail.ru, который теперь будет вынужден или войти в более плотный контакт со «Сбером» или диверсифицировать своих финансовых партнеров. Однозначно можно сказать, что сделка заметно подтолкнет развитие финансового сектора. Станет ли оно революционным?
Высокотехнологичные компании уже давно стали любимой страшилкой банкиров. Ни одна из банковских конференций за последние 10 лет не обходилась без того, чтобы банкиры не собрались вокруг докладчика, как дети в лагере ночью после отбоя, и не слушали увлеченно рассказы про то, что скоро Facebook (Apple, Amazon...) станет банком и поглотит всех и вся. Этого, к сожалению или счастью, не случилось. Google купил банк, Apple запустил аффилированную карту, Facebook сделал платежи, но мир не поменялся. Удастся ли это «Яндексу»? Было бы интересно, посмотрим.
Мнение автора статьи может не совпадать с точкой зрения редакции