Китайский рецепт ускорения: почему в России не растут инвестиции и что с этим делать
Значение российского показателя валового накопления капитала к ВВП, который используется для сравнения инвестиционной активности между странами, на протяжении последних 30 лет остается устойчиво ниже среднемирового уровня. Ближе всего подойти к нему удалось только перед самым кризисом 2008 года и на фоне восстановления экономики в 2012 году. По итогам 2019 года этот показатель в России составил 23% ВВП против 26% в среднем по миру. Отставание от ведущих развивающихся стран еще выше. В Китае доля валового накопления в ВВП достигает 43%, в Индонезии – 35%.
В целом за последние 5 лет инвестиции в основной капитал в России выросли всего на 0,7%. При этом, согласно новому указу президента о целевых показателях развития российской экономики на ближайшие 10 лет, реальный рост инвестиций в основной капитал должен составить не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Это ставит на повестку дня серьезный вопрос о способах, которыми возможно достичь столь существенного ускорения темпов роста инвестиций.
Характерно, что стагнация в динамике инвестиций в России в последние годы происходит на фоне роста доли собственных средств компаний среди источников финансирования. Начиная с 2015 года эта доля превышает 50%. Фактически это возврат к ситуации, которая наблюдалась в 90-е годы, когда инвестиционные расходы тоже снижались, а их финансирование происходило в основном за счет собственных средств.
При этом в 2020 году на фоне кризиса в экономике ситуация только ухудшилась. По данным за первый квартал 2020 года, доля инвестиций, профинансированных за счет собственных средств, выросла до 65%. Это был бы совершенно нормальный показатель, если бы инвестиции у нас росли высокими темпами, а уровень конкурентоспособности и технической оснащенности предприятий находился, к примеру, на уровне Германии, где доля собственных средств в инвестициях в последние годы приближается к 80%. Однако для России такая высокая доля собственных средств – это прежде всего сигнал об остром дефиците альтернативных источников финансирования, и в первую очередь заемных средств.
О том, что рост инвестиций должен сопровождаться ростом доступности заемных средств, говорит опыт Китая, который создал новую инфраструктуру для предприятий и населения и поддержал создание новых рабочих мест в экономике. В 2009 году объем выдачи новых кредитов удвоился по сравнению с предыдущим годом, а темпы роста инвестиций в основной капитал резко ускорились и превысили по итогам года 30%. В целом опережающий рост кредитования и инвестиций по отношению к ВВП наблюдался в Китае до 2016 года. К настоящему моменту общий объем кредитной задолженности вырос по сравнению с 2008 годом в 4,3 раза против роста ВВП в 3,2 раза), а доля валового накопления в ВВП выросла в 2009 году до 47% и до последнего времени сохранялась на уровне выше 40%.
За последние 10 лет в стране было построено свыше 650 000 км автомобильных дорог, были введены новые портовые мощности по перевалке в размере 2,7 млрд тонн/год, протяженность высокоскоростных железнодорожных магистралей выросла с 8400 км в 2011 году до 36 000 км в 2020-м.
Да, объем долгов в экономике существенно вырос, но без роста кредита ничего бы этого не было, а наступление экономического кризиса в Китае создало бы риски не только для самого Китая, но для всей мировой экономики (из-за резкого сокращения спроса). Более того, мы видим, что время идет, а ожидаемого многими кризиса плохих долгов так и не наступило. Показатель просроченной задолженности по банковским кредитам остается на уровне ниже 2%, что, с одной стороны, можно отчасти списать на занижение показателей в официальной статистике, но, с другой стороны, финансовая система в целом остается стабильной, на что указывает низкий уровень процентных ставок на межбанковском рынке. В немалой степени этому способствует поддержка со стороны финансовых властей КНР, которые незамедлительно реагируют на любую критическую ситуацию расширением ликвидности. Да, в настоящее время власти КНР перешли к более осторожной позиции в отношении дальнейшего роста левериджа в экономике (показателя долга к ВВП), но это произошло уже после того, как были достигнуты основные результаты экономической политики. Кроме того, в условиях кризиса ограничения на рост кредитования, как это уже не раз бывало раньше, были в значительной степени ослаблены.
Опыт Китая также демонстрирует, что активное расширение кредитования экономики может носить устойчивый характер и не приводить к наступлению кризисных явлений, если оно в первую очередь направлено на финансирование не потребительских, а инвестиционных расходов, в том числе необходимых для реализации проектов на региональном уровне, создающих новые точки роста и повышающих эффективность транспорта, логистики и т. д. Характерным является пример с созданием сети высокоскоростных магистралей (ВСМ). Так, согласно оценкам, сооружение магистрали Пекин-Шанхай привело к повышению стоимости земли в районах, расположенных около магистрали, в среднем на 87%. Такой рост стоимости говорит о том, что строительство магистрали, помимо повышения транспортной доступности и мобильности населения, стало мощнейшим фактором роста экономической активности на близлежащих территориях, который выразился в расширении строительства жилья, коммерческой недвижимости и промышленных объектов. Вложения в развитие ВСМ принесли существенную выгоду регионам, которые получили дополнительный источник доходов от продажи подорожавших земельных участков.
Китайский пример показывает и то, что достичь быстрого развития без некоторого увеличения рисков в экономике невозможно. В этой связи характерным является высказывание высокопоставленного китайского чиновника, которое упоминается в недавно вышедшей книге о феномене расширения долга в китайской экономике «Китайский пузырь, который никогда не лопается» («China: The Bubble That Never Pops»): «Немного больше дисбаланса лучше коллапса». Пример России последних лет, наоборот, показывает, что можно пытаться сохранить стабильность в экономике, но без существенных надежд на ускоренное развитие. Российская экономическая политика, прежде всего в денежно-кредитной сфере, на протяжении последних лет посылала бизнесу сигналы о том, что дополнительные риски брать не надо и поддержку в случае наступления проблем тоже ждать не стоит. Откуда тогда взяться существенному приросту инвестиций со стороны компаний в ближайшие годы?
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции