В конце июля российский рубль резко ослабился к доллару: с начала месяца потери составили 4%, а курс доллара превысил 74 рубля за доллар. Произошло это несмотря на то, что на мировых рынках американская валюта оставалась под давлением. Индекс доллара потерял за июль 4,5%, а европейская валюта выросла на 5,5% к доллару. По итогам месяца рубль оказался фактически худшей валютой в мире (за исключением ямайского доллара, который потерял на процент больше).
Причины такого ослабления в основном были ожидаемыми и локализованы в июле-августе, вопросы вызывает лишь интенсивность ослабления рубля в последнюю декаду июля.
Если немного вернуться назад, то достаточно сильный курс рубля в июне был обусловлен рядом разовых факторов: слабый импорт, значительные продажи валюты Минфином, конвертация валюты под выплаты дивидендов экспортерами, отсутствие зарубежных поездок, нейтральная позиция нерезидентов в рубле. В июле-августе влияние большинства факторов на рубль развернулось. Восстановление потребительской активности и отложенный спрос на товары долгосрочного пользования повышают спрос на импорт. Оперативные индексы потребления указывают на то, что спрос в целом восстановился, хотя ожидать дальнейшего активного роста не стоит, но для курса это означает рост спроса на валюту относительно уровней мая-июня.
Сократились и продажи валюты в рамках бюджетного правила — с 10,4 млрд рублей в день до 5,7 млрд рублей в день. Учитывая текущие цены на нефть, в августе продажи должны еще сократиться примерно вдвое. Эти факторы, вместе со слабым спросом нерезидентов на активы развивающихся стран и приближением к финалу смягчения денежно-кредитной политики, предполагали возврат курса в диапазон 70-75 рублей за доллар. Хотя снижение доллара на мировом рынке в целом оказывает сдерживающее влияние, внутренние факторы сейчас превалируют.
В последней декаде июля к прочим факторам добавилась выплата дивидендов крупнейшими компаниями (ПАО «Лукойл» и ПАО «Газпром»). Учитывая, что рубль подошел к дивидендному периоду в негативном тренде, инвесторы склонны к более активной конвертации дивидендов в валюту. Такая ситуация создала локальное, но достаточно сильное давление на курс рубля. Эти факторы для рынка сюрпризом не являются, потому мы видели ослабление курса уже с конца июня.
В конце июля добавился и еще один значимый фактор — открытие продаж туров в Турцию, что, видимо, спровоцировало дополнительный спрос на валюту в самый неудачный для рубля период, усилив падение. Отсутствие внешнего туризма оказывало серьезную поддержку рублю в последние месяцы. Обычно россияне тратили на зарубежные поездки в августе $4,5-5 млрд, а за весь второй квартал текущего года поездки составили всего $0,4 млрд — это выступало стабилизирующим фактором. Открытие одного из самых массовых туристических направлений (около 1 млн поездок в месяц летом) повышает спрос на валюту и может оказывать в моменте дополнительное сильное давление на курс.
В ближайшие недели повышенная волатильность может сохраниться: не все дивидендные выплаты еще прошли, спрос на поездки тоже пока высок. Но стоит учитывать, что эта «буря» пока имеет краткосрочную природу. Ситуация на рынке нефти, слабость потребительского спроса, потоки капитала и прочие факторы позволяют говорить о том, что диапазон 70-75 рублей за доллар остается базовым и возврат курса в него не является чем-то из ряда вон выходящим, —аномалией была скорее июньская крепость рубля.
Для устойчивого выхода за пределы этого диапазона необходимы значительные изменения либо в потоках капитала (отток рублевых сбережений населения в валюту, хронический отток капиталов нерезидентов), либо внешнеторговых потоках (существенное снижение цен на нефть, рост импорта). Пока мы этих изменений не видим, а потому вряд ли стоит ожидать системного смещения курса за пределы данного диапазона.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции