Осторожное снижение: ЦБ счел ненужными радикальные меры для поддержки экономики
ЦБ на заседании 24 июля принял решение снизить ставку на 0,25 процентных пункта, до 4,25%. Это второе подряд снижение ставки — в июне регулятор снизил ее сразу на 1 процентный пункт. Регулятор отметил, что на инфляцию значительное влияние оказывают дезинфляционные факторы. В то же время, Банк России отметил, что инфляционные ожидания населения и бизнеса в мае и июне в целом стабилизировались.
Риск отклонения от инфляционной цели в 4% в 2021 году сохраняется, считает регулятор. С учетом существенного смягчения денежно-кредитной политики годовая инфляция в 2020 году ожидается на уровне 3,7-4,2%, 3,5-4% — в 2021 году, и будет находиться в районе 4-процентного таргета в дальнейшем, прогнозирует ЦБ. В основном на динамику инфляции в 2020-м и первом половине 2021-го будет влиять глубокое падение внутреннего и внешнего спроса из-за введенных в связи с пандемией ограничительных мер. Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе рост цен могут подстегивать нарушение логистических цепочек и траты предприятий на защиту работников и потребителей от коронавируса, дезинфляционные риски, по мнению ЦБ, преобладают над проинфляционными. На сдерживание инфляции будет влиять, в том числе, изменившиеся потребительские предпочтения россиян и повышение их склонности к сбережению.
Помимо решения о ставке, ЦБ опубликовал новую версию среднесрочного макроэкономического прогноза. ВВП России, по прогнозам регулятора, снизится на 4,5–5,5% в 2020 году (в апреле снижение прогнозировалось на уровне 4-6%). В 2021-2022 годах последует восстановительный рост — на 3,5–4,5% и 2,5–3,5% соответственно. Кроме того, регулятор повысил прогноз по средней цене на нефть Urals на 2020 год — с $27 до $38 за баррель c дальнейшим повышением до $45 за баррель к 2022 году. Инфляция по новому варианту прогноза в 2020 году составит 3,7-4,2%. Предыдущий вариант — 3,8-4,8%.
«За» и «против» резкого снижения ставки
Перед заседанием мнения аналитиков по поводу возможных шагов ЦБ разделились. Консенсус-прогноз Bloomberg предполагал снижение на 0,5 п.п., до 4%, прогноз аналитиков от Reuters — снижение на 0,25 п.п. Аргументом в пользу более осторожного снижения была «достаточно позитивная» макростатистика за июнь: ускорение темпов роста розничного кредитования, умеренное падение оборотов розничной торговли (минус 7,7% год к году), указывали Наталия Орлова и Анна Киюцевская из Альфа-банка. По их мнению, цифры говорили о том, что российская экономика следует «стандартной траектории посткарантинного развития», и дополнительных радикальных мер поддержки (какой стало бы новое резкое снижение ставки) ей не требуется.
В пользу снижения ставки на 0,25 п.п., как считают экономисты Альфа-банка, говорило и интервью зампреда ЦБ Алексея Заботкина Reuters — в нем он упомянул, что после июньского заседания регулятор хотел настроить рынок на «более постепенный» темп снижения ставки. Заботкин также указал, что ЦБ видит возможность удерживать инфляцию вблизи 4%, сохраняя положительную реальную ставку (то есть ставку ЦБ минус ожидаемую инфляцию). Аналитики Альфа-банка считают, что это «ястребиный» сигнал, который говорит о том, что не нужно переоценивать пространство снижения ключевой ставки.
За более резкое снижение, в первую очередь, говорил сильный спад российской экономики, сопоставимый с кризисом 2008-2009 годов, указывал главный экономист Совкомбанка Кирилл Соколов перед заседанием по ставке. По данным департамента исследований и прогнозирования ЦБ, падение ВВП во втором квартале составило 9,5-10%, оценка Минэкономразвития — минус 9,6%. Снижение ставки позволит сделать деньги в экономике дешевле, что приведет к стимулированию спроса, написал Соколов.
Долгосрочный потенциал снижения ставки связан с дефляционными рисками, которые остаются из-за падения реальных доходов населения — сразу на 8 % во втором квартале — и планов по сокращению бюджетных расходов в следующие два года, указывали 22 июля аналитики Альфа-банка. Заботкин в интервью Reuters отмечал, что нижняя точка текущего цикла снижения ключевой ставки будет зависеть от того, насколько значимым будет риск снижения инфляции. По последним данным Росстата, недельная инфляция с 14 по 20 июля замедлилась до нулевого уровня, в годовом выражении рост цен составил 3,2%.
Сейчас аналитики ожидают роста цен. Софья Донец и Андрей Мелащенко из «Ренессанс Капитала» рассчитывают на ускорение инфляции в июле до 3,5% в годовом выражении, в четвертом квартале 2020 года инфляция может превысить 4% — из-за восстановления спроса, ослабления рубля и отражении расходов, в том числе на труд, на ценах. В ближайшие месяцы ряд факторов будет подталкивать цены вверх, считает главный экономист ФК БКС Владимир Тихомиров. Это эффект базы — в прошлом году в августе и сентябре была дефляция. Cкажется эффект от ослабления рубля и рост цен на бензин, плюс геополитические риски и связанный с ними возможный отток капитала. Он считает, что годовая инфляция приблизится к 4% к сентябрю-октябрю. «Реальная ставка может уйти до 0,25% или нулевого уровня в течение ближайших двух-трех месяцев», — добавил он.
Что будет со ставками по вкладам и кредитам
До решения регулятора ставки по депозитам и ипотеке уже достигли очередных исторических минимумов. На вторую декаду июля ставки по вкладам, по данным ЦБ составили 4,549%. Это значение, близкое к величине самой ставки до снижения.
По данным ЦБ в мае средняя ставка по ипотеке в России составила 7,4%. Это тоже исторический минимум. По данным Frank RG, средние минимальные ставки по ипотеке на новостройки в 31 крупнейшем банке на 23 июля равняются 8,14%, с начала месяца они снизились на 0,12 процентных пункта. На вторичном рынке снижение немного сильнее — минус 0,15 процентных пункта, до 8,09%. Данные ДОМ.РФ по 15 крупнейшим банкам показывают, что снижаются и ставки по ипотечной программе господдержки со ставкой в 6,5%. На второй неделе июля средневзвешенная ставка составляет уже 6,15% (минус 0,02% по сравнению с последней неделей июня).
Двигаются вниз и ставки по потребительским кредитам. На 23 июля средняя минимальная ставка по кредиту наличными в 41 банке составляет 10,25%. C начала месяца она упала на 0,4 процентных пункта, показали данные Frank RG.
Реальная доходность по депозитам минимальна уже сейчас — ставки по ним находятся в зоне, близкой к показателю ожидаемой по итогам года инфляции (3,5-3,6%), говорит старший управляющий директор рейтингового агентств НКР Александр Проклов. Это сужает банкам пространство для маневра. Тем не менее, некоторое снижение ставок по вкладам вслед за понижением ключевой ставки, скорее всего, произойдет — речь идет о десятых долях процентного пункта, говорит он.
Что будет дальше со ставками по вкладам, зависит от ресурсной базы банков, насколько для них критично дальнейшее снижение ставок и отток вкладчиков, который это может провоцировать, считает Тихомиров из БКС. Он добавляет, что в условиях пониженного спроса на кредиты это может быть не столь критично в целом по банковской системе.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила 13 июля, что снижение ставки в большей степени влияет на краткосрочные ставки, а долгосрочные меняются меньше — и это делает более привлекательными для граждан долгосрочные депозиты, а для банков — выдачу долгосрочных кредитов.
Что будет с рынком ОФЗ
Доходности длинных облигаций федерального займа уже предполагали ставку на уровне 4% как свершившийся факт, пишут аналитики Райффайзенбанка. Игроки ждут комментариев от регулятора, сказал инвестиционный стратег БКС Премьер Александр Бахтин 23 июля. «Сигнал о достижении равновесной реальной ставки или сигнал о дальнейшем снижении ключевой ставки может привести к продолжению снижения доходностей ОФЗ», — сказал он.
В июле диапазон нейтральной ставки (то есть такой ставки, которая не оказывает ни стимулирующего, ни сдерживающего влияния на экономику — прим.Forbes) может быть снижен до 5-6% (цель по инфляции 4% + реальная ставка 1-2%), считает Кирилл Соколов из Совкомбанка. Нейтральная ставка — это индикатор стоимости денег в экономике на более долгосрочном горизонте и ориентир для доходности длинных ОФЗ. Пересмотр может стать поводом для роста российского долгового рынка, считает он.