Цены на бензин в России не реагируют на скачки нефтяных котировок, из-за чего этой весной моторное топливо на российских АЗС в долларовом эквиваленте оказалось дороже, чем на заправках в США, свидетельствуют данные GlobalPetrolPrices.com. При этом если оценить стоимость моторного топлива в двух странах с учетом среднего дневного заработка их граждан, расходы россиян на заправку почти в восемь раз больше. Цена бензина в США не опускалась ниже, чем в России, с первого квартала 2017 года, следует из аналогичных данных, собранных ранее агентством Bloomberg.
Почему бензин в России оказался дороже, чем в США? Чтобы сгладить влияние скачков внешних цен на сырье для российских потребителей, правительство с 1 июля 2018 года ввело правило, согласно которому цены на бензин на АЗС фиксируются на уровне предыдущего года, и расти могут только на уровень инфляции. За три последних месяца рублевая цена бензина, по данным Росстата, действительно практически не изменилась: литр Премиум-95 с 17 февраля по 18 мая упал в цене всего на семь копеек — до 45,83 рублей, однако из-за обесценения рубля он существенно подешевел в долларовом выражении — с $0,71 до $0,63 соответственно.
В США же в начале апреля из-за пандемии коронавируса потребление бензина упало до исторического минимума, спровоцировав обвал цен. К 13 апреля литр бензина, аналогичный российскому АИ-95, в США стоил $0,58, в то время как в России купить его можно было за $0,61. К 18 мая моторное топливо подорожало в обеих странах, но осталось более дешевым в США — $0,59 за литр (см. инфографику). Если сравнить стоимость бензина в России и в 34 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то получится, что по этому показателю Россия вторая после Штатов. В пятерку стран с самой низкой стоимостью моторного топлива входят также Австралия ($0,73), Мексика ($0,73) и Канада ($0,77).
Дешевый бензин обходится дорого
Иная картина получается, если при оценке стоимости бензина в разных странах учитывать уровень среднего дохода. В этом случае автомобильное топливо в России окажется самым дорогим из 35 стран. Исходя из данных Росстата о среднемесячной начисленной зарплате в 2019 году, литр бензина по данным на 18 мая стоил около 2,6% среднего дневного заработка россиянина. Хотя в большинстве стран ОЭСР моторное топливо стоит дороже в абсолютном выражении, траты на него составляют не такую существенную часть расходов, и на 18 мая 2020 года нигде не превышали 2% от суточного заработка. Меньше всего тратятся на заправку граждане США (0,34%), Австралии (0,5%), Канады (0,58%), Люксембурга (0,6%) и Германии (0,71%).
Почему бензин не дешевеет
Хотя на российских АЗС цены на бензин практически не меняются, его стоимость на бирже в последние месяцы была очень волатильной: например, тот же Премиум-95 с 20 марта по 20 апреля упал в цене на 14% — до 37 500 рублей за тонну, а с 20 апреля по 20 мая подорожал на 30% — до 48 700 рублей за тонну, свидетельствуют данные Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора. В Европе моторное топливо (Евро-95) оба этих месяца дешевело — в среднем на 10% и на 2% соответственно, хотя динамика цен может сильно отличаться по странам ЕС из-за применяемых систем налогообложения, субсидирования и логистики поставок, отмечает доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова.
Рост биржевых цен на бензин в России, по ее словам, связан тем, что с февраля у нефтяных компаний возникла обязанность выплачивать в бюджет так называемый демпфер, составляющий существенную долю в конечной стоимости проданных АЗС нефтепродуктов. Когда в 2018 году правительство зафиксировало цены на моторное топливо на российских автозаправочных станциях, нефть торговалась по $70-80 за баррель, и НПЗ стало выгоднее его экспортировать. Поэтому для них ввели компенсационную выплату из бюджета, или демпфер: если текущая экспортная цена (экспортная альтернатива — расчетная стоимость бензина в северном порту России) выше условной внутренней цены (которая устанавливается правительством, и в 2020 году для бензина составляет 53 600 рублей за тонну), казна возмещает компании-собственнику НПЗ существенную долю разницы между ними.
Но правило действует и в обратную сторону: если экспортные цены оказались ниже установленной индикативной цены, то уже собственники НПЗ доплачивают в бюджет. Именно такая ситуация сложилась на рынке после обвала нефтяных котировок, начиная с февраля 2020 года. В апреле индекс экспортной альтернативы Премиум-95 упал до 25 900 рублей за тонну — почти вдвое ниже индикативной «внутренней» цены, а демпфер, который нефтеперерабатывающие заводы должны возместить бюджету за каждую произведённую в России тонну бензина, составил 18 800 рублей. В марте он составлял 12 800 рублей с каждой тонны, в феврале — 1900 рублей.
В результате НПЗ подняли цены на бензин для АЗС. По состоянию на 20 мая индекс экспортной альтернативы на бензин Премиум-95 составлял 37 000 рублей за тонну, а на внебиржевом и биржевом рынке нефтяные компании реализовывали топливо этого сорта по 46-49 000 рублей за тонну, отмечает Сафонова. При иной системе налогообложения цены на бензин в России могли бы следовать за мировым трендом, добавляет эксперт.