Прощание с кешбэками и бонусами: как банки ответили на сокращение комиссий в интернете
Розничные банки в последнее время вынуждены принимать много непростых решений, наверное, как и все в России и во всем мире.
Одно из них банкам приходится обдумывать прямо сейчас, после того, как Центральный банк временно — с 15 апреля по 30 сентября — ограничил эквайринговые комиссии по онлайн-покупкам. В среднем комиссии составляли 1,2-2,2%, регулятор опустил их сразу до 1%. Снижение комиссий предполагалось для розничных продавцов продуктов питания, лекарств, одежды и товаров повседневного спроса. Для бытовой техники, электроники и средств связи такая комиссия будет действовать для товаров не более 20 000 рублей. «В условиях распространения пандемии коронавируса дистанционная торговля становится все более важной для населения и предприятий. (Снижение комиссии) позволит гражданам не выходя из дома осуществлять онлайн-покупки, а также даст возможность торгово-сервисным предприятиям предлагать товары повседневного спроса с доставкой на дом», — говорилось в пояснении ЦБ.
Но получилось так, что регулятор по сути переложил примерно один процент от торгового оборота из карманов банков в карманы ретейлеров, Для поддержки экономики и граждан в условиях пандемии коронавируса.
Это осталось бы очередным поворотом в долгих и непростых отношения банков и ретейла, если бы не неприятное для простых потребителей обстоятельство. Значительная часть эквайринговой комиссии уходит не в прибыль банков, а в карманы клиентов в виде кешбэка, миль, бонусных баллов и так далее. Теперь в сегменте розничной торговли эта опция становится экономически невыгодной для банков.
Какова возможная реакция банков на такой поворот событий? К примеру, Газпромбанк, «Хоум Кредит», Кредит Европа банк объявили о сокращении бонусных программ в онлайн-сегменте. Это пока небольшая часть рынка, но дававшая щедрые (и, значит, затратные) бонусные программ.
Возможен и противоположный ответ. Ряд банков объявили о запуске новых программ поощрения, ориентированных на «карантинные» сегменты — доставку товаров, музыку и тому подобное. Банки, однако, подходят к тому осторожно — «Тинькофф» дает льготы только новым клиентам, Ситибанк — только премиальным.
Возможна и нейтральная реакция гигантов типа ВТБ и Сбербанка. У них есть большой запас прочности и нет необходимости в быстрых решениях по относительно мелким для них вопросам.
Тем не менее даже позитивные модели не отменяют экономики, и деньги на них нужно где-то брать. Откуда банки компенсируют выпадающие доходы? Возможный ответ можно найти, изучив опыт аналогичного регулирования в США и Европе. В США комиссии ограничивали в 2010 году, а в Европе — в 2015-м. Из аналитического обзора Misguided Regulation of Interchange Fees, опубликованного в журнале Loyola Consumer Law Review Чикагской юридической школы университета Лойола, по американскому опыту следует, что банки в первую очередь прибегли к повышению стоимости обслуживания карт и торговых точек, сворачиванию бонусных программ или их трансформации в менее выгодные для клиента формы. При этом значимого снижения розничных цен не произошло. Недавний отчет E&Y по Европе традиционно более осторожен, но ни серьезного снижения цен, ни заметных глобальных эффектов и он не демонстрирует. Отчеты не рассматривают детально технологические инвестиции банков в инфраструктуру, но любой из нас, сравнивая, например, темпы внедрения бесконтактных платежей или Apple Pay в нерегулируемой России и в Европе/США делает вывод не в пользу последних.
Все это - довольно грустные сценарии, существенно разрушающие сложившуюся систему отношений между участниками платежных систем и клиентами и замедляющий ее развитие.
Будем ждать, что российские ретейлеры с бОльшим толком распорядятся подарком ЦБ и анонсируют снижение цен и щедрые антикризисные программы поощрения. И, конечно, будем надеяться на то, что пандемия скоро кончится, временные ограничения останутся временными, и мы скоро снова сможем покупать на бонусные мили билеты на самолеты в теплые края.
PS. После публикации материала представитель «Тинькофф» сообщил, что банк запустил карантинную акцию не только для новых, и но и отдельно для текущих клиентов, «собрав в одном спецпроекте актуальные во время изоляции предложения от нескольких десятков брендов и сервисов со скидками до 70%». Кроме того, в апреле была улучшена механика традиционного кэшбэка для клиентов (до 30%), сообщил представитель компании.