К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнес остался без страховки на время пандемии

Страховщики опасаются волны обращений от бизнеса, пострадавшего из-за простоя. Фото Ying Tang / NurPhoto via Getty Images
Страховщики опасаются волны обращений от бизнеса, пострадавшего из-за простоя. Фото Ying Tang / NurPhoto via Getty Images
Несколько тысяч компаний в России еще до наступления кризиса из-за коронавируса купили страховку от простоя, а теперь не смогут получить по ней компенсацию. Почему так получилось?

ТРК «Щука», крупный московский торговый центр, еще до наступления пандемии и введения режима изоляции внес в страхование имущественных рисков пункт о перерыве в производстве и хозяйственной деятельности. 

«Это дальновидность руководства и компании в целом. Многие рассчитывают на авось, мы в данном случаем платим по полной, но и спим спокойно», — рассказывает Наталья Казакова, коммерческий директор ТРК «Щука», принадлежащего Riverstretch Trading & Investments.

По ее словам, страховка распространяется на случаи простоя более 7 дней, страховое возмещение покрывает возможное неполучение ожидаемой прибыли и рассчитывается в соответствии с планируемым доходом бизнеса. В случае с «Щукой», к примеру, это предполагаемый объем поступлений арендных платежей за период простоя и убытки, связанные с необходимостью нести текущие расходы. 

 

«Мы, естественно, будем подаваться на выплаты», — сказала Казакова Forbes. 

Подобная страховка от перерыва деятельности есть у Crocus Group, рассказали Forbes в пресс-службе компании. Но их страховая компания «Crocus Страхование» уже заявила, что в ситуации с коронавирусом на выплаты рассчитывать не стоит.

 

«В ситуации с короновирусом этот риск не работает, так как, по мнению экспертов страховой компании, в которой мы застрахованы, это форс-мажор. Предварительно мы получили информацию в страховой компании, что выплачивать компенсацию будут в том случае, если правительство обяжет или ЦБ», — указали в пресс-службе компании.

В страховой компании на запрос Forbes на момент публикации материала не ответили. Позднее «Crocus Страхование» прислала комментарий гендиректора Павла Ломакина. По словам менеджера, у Crocus Group застрахован риск перерыва деятельности, этот риск покрывается полисом имущества и подразумевает, что имуществу будет нанесен вред. Сейчас же остановка производства произошла в связи с запретами правительства, поэтому заявлять о наступление страхового события в этой ситуации бессмысленно, указал Ломакин. «Наши эксперты в состоянии дать оценку успеху такого заявления», — прокомментировал он

Подобная страховка на 100 млн рублей есть и у сети «Рив Гош», говорит источник Forbes в компании. По его словам, «страховая пока уперлась» и также не хочет выплачивать по ней компенсации. В пресс-службе компании на запрос Forbes не ответили.

 

Риски простоя официального продавца «Рив Гош» ООО «АромаЛюкс» застрахованы в «Страховом доме ВСК», сообщил источник Forbes и подтвердил представитель страховой компании. В ВСК указывают, что страховой случай для ООО «АромаЛюкс» наступает по этому договору только при условии фактического физического повреждения застрахованного имущества, например в результате пожара. «При отсутствии такого повреждения имущества наступление страхового случая по условиям договора, заключенного обеими сторонами, исключено», — пояснил представитель страховщика.

Что это за страховка и насколько она популярна?

Страховка от перерыва в деятельности или убытков от производственной деятельности — business interruption — это классическое расширение договора страхования имущественных рисков предприятий, рассказывает директор департамента корпоративного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин. 

Такие страховки обычно покупают крупные компании, и это не самый популярный вид страхования в России — менее 1% от объема рынка, или несколько тысяч полисов, сказал заместитель генерального директора «Совкомбанк Страхование» Александр Остроумов. 

В «Ингосстрахе», к примеру, по словам Мелехина, только около 6-8% корпоративных клиентов включают данное расширение в свои имущественные программы. Подобные полисы выдавала «АльфаСтрахование», но их немного, сказала Forbes директор по корпоративному страхованию по имущественному андеррайтингу «АльфаСтрахования» Татьяна Лаврова.

Похожие договоры с расширением покрытия по потере прибыли и постоянных издержек вследствие инфекционных заболеваний и решений органов власти по ограничению доступа к застрахованному имуществу есть и в портфеле ВСК, но их очень мало, сказали Forbes в пресс-службе компании.

 

Теперь крупные клиенты, купившие такие страховки, могут выстроиться в очередь к страховщикам с требованием о выплате многомиллионных убытков, говорит Forbes юрист, много лет работающий с такими страховками. «Этот вопрос сейчас обострился. Страховщики с содроганием думают о том, какой вал обращений к ним поступит, как только ограничения закончатся и компании посчитают убытки», — сказал он.

Компании уже обращаются к юристам и страховщикам за выплатами, говорит председатель коллегии адвокатов Law bureau Полина Кондратюк. «Многие компании, у которых есть такие страховки, видя слова про перерыв в производственной деятельности, требуют выплат. Среди наших клиентов мы отмечаем поток подобных обращений», — говорит Кондратюк.

Спорный вопрос

Но, по словам опрошенных Forbes представителей страховых компаний, большинство подобных страховок не распространяются на случаи пандемии и введения ограничений со стороны властей. 

В подобных договорах чаще всего страховым случаем считается имущественный ущерб страхователя, связанный с непосредственным воздействием на застрахованный объект, объясняет заместитель генерального директора-директор по корпоративному бизнесу страховой компании «Согласие» Дмитрий Талаев. Это, например, случаи пожара, взрыва, кражи и так далее. Акты и распоряжения органов власти о введении каких-либо ограничительных мер такими застрахованными рисками не являются, указывает Талаев. 

 

С ним солидарны и коллеги из других страховых компаний — «Совкомбанк Страхования», «АльфаСтрахования», «Страхового Дома ВСК» и «Ингосстраха». 

По словам Татьяны Лавровой из «АльфаСтрахования», для покрытия актуальных рисков нужно было специально оговаривать в полисе риски ограничений доступа по требованию властей или в результате эпидемий. 

Что говорят юристы

В большинстве случаев страховщики обоснованно отказывают в выплатах, так как в России распространено в основном страхование перерыва в производстве, непосредственно связанного с повреждением застрахованного имущества, считает Полина Кондратюк из Law bureau.

А шансы получить возмещение у компаний есть при соблюдении только двух условий, говорит адвокат. Если компания застраховала риски убытков от простоя, не вызванные повреждением имущества, и если пандемии, карантина или действий властей нет в списке исключений, на которые полис не распространяется. 

 

«Страховые компании говорят о том, что риски пандемии и ограничений со стороны властей в такие полисы (страхование перерыва в производстве. — Forbes) не входят. Вопрос не бесспорный. Конечно, здесь нужно анализировать содержание каждого отдельно взятого договора и правил страхования, но, скорее всего, компании будут предъявлять свои претензии к страховщикам при малейшей возможности трактовать в свою пользу текст договора. Будет очень много судов», — считает партнер Первой юридической сети Павел Курлат. 

По его словам, очень многое будет зависеть от первых решений суда по подобным делам. 

«Надо создавать прецедент. Это новая практика, и при разборе прецедента будут более пристально и детально рассмотрены страховые случаи, сделаны выводы и настройки», — говорит и Наталья Казакова.

Можно ли сейчас оформить страховку?

Коммерческий директор страховой компании Coface Россия («дочки» французской страховой компании) Алексей Фомичев рассказывает, что в Европе компании в последние месяцы активно страховали свои риски из-за пандемии. Речь идет о страховании рисков неоплаты покупателем дебиторской задолженности, на которой специализируется Coface. Запросы бизнеса на такие страховки в европейские отделения Coface выросли за последние месяцы примерно в два раза. В России — нет.

 

«Российский бизнес в некоторой растерянности и, возможно, даже в панике уходит в глухую оборону и бережет каждый рубль, считая страхование кредитных рисков скорее роскошью, нежели необходимостью. Европейские предприниматели заглядывают чуть дальше в будущее и понимают, что оформленный сейчас страховой полис может спасти компанию от банкротства или как минимум уберечь ее от серьезных убытков в ближайшие месяцы», — говорит Фомичев.

По мнению Полины Кондратюк, компании вполне еще могут претендовать на то, чтобы успеть застраховать себя от рисков, связанных именно с пандемией. Например, на часть предприятий сейчас не распространяется запрет на работу из-за режима повышенной готовности. Такая компания вполне может прописать в страховке риски приостановление деятельности, если находится в добросовестном неведении по поводу того, какими будут следующие действия властей, рассуждает адвокат.

Страхование работает только в случае вероятностных событий, так что в теории претендовать на заключение новых договоров такого вида можно, соглашается Павел Курлат. Но по факту такую страховку не удастся оформить — никакая страховая компания уже не согласится, считает он.

При участии Елены Ганжур

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+