К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Окно пандемии: инвестирование с мозгами, или время новых возможностей

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Впервые за последние 10 лет сменилась парадигма инвестирования: пришла пора сторонников фундаментального подхода и анализа, считает партнер и сооснователь Matrix Capital Павел Малый

На рынке давно известны две школы, или два способа, работы с инвестиционными инструментами. Первый делает упор на техническом анализе, когда вы играете на моменте, оценивая, перспективы той или иной компании или актива на фоне преобладающих рыночных трендов и пытаясь уловить выгодный момент для покупки или продажи. Последние десять лет те, кто шли за этой стратегией, выигрывали.

Те же десять лет были сложным временем для приверженцев противоположной стратегии, value investing — инвестирования на основе фундаментального анализа реального состояния компании, ее перспектив. Здесь покупка или продажа актива совершается не потому, что их котировки внезапно изменились, а потому что в настоящий момент цена этого актива показывает его фундаментальную недооценку или, наоборот, переоценку.

Попытки играть на моменте на волатильном рынке крайне опасны — это, как говорят инвесторы, ловля падающих ножей. В период турбулентности рынок неэффективен, он плохо переваривает поток информации, и рыночная стоимость активов сильно колеблется. Но именно в это время игрок с хорошей аналитикой может проявить себя и составить правильный value-портфель. Такая стратегия может быть актуальной даже в среднесрочной перспективе, поскольку рынки еще долгое время будут переживать шок.

 

Откуда все пошло

Давайте отойдем немного назад и порассуждаем о природе сегодняшнего кризиса. Несмотря на то, что по масштабу и сложности он сопоставим с кризисами 1998 и 2008 годов, его природа совершенно иная. Этот кризис не связан с тем, что внутри мировой экономики или экономик отдельных стран были накоплены серьезные перекосы.

То, что мы наблюдаем, — влияние внешних шоков на экономику. В первую очередь коронавируса, во вторую — нефтяного шока, который тоже внеположен экономике, поскольку движение манипулятивного и картельного рынка нефти определяется далекими от экономики факторами.

 

Этот кризис скорее похож на такие шоки, как Вторая мировая война, и как подсказывает нам опыт прошлых лет, в проигравших странах, не говоря уже о победивших, из таких кризисов экономика выходит относительно быстро. А ведь после этого вирусного шока ни инфраструктура, ни производственные мощности, ни потребители, ни рабочая сила никуда не денутся. И даже смертность останется внутри статистических колебаний.

Поэтому инвесторам сейчас есть смысл присмотреться в первую очередь к тем компаниям, которые смогут максимально воспользоваться периодом восстановительного роста. Он неизбежно последует за кризисом, когда мировая экономика вернется к нормальной жизни и будет замещать все недопотребленное. Здесь есть три важнейших фактора, на которые нужно обратить внимание.

Кто первый встал

Во-первых, чтобы воспользоваться плодами восстановительного роста, нужно элементарно выжить. В первую очередь опасность не дожить до нормализации рынка грозит сланцевым компаниям в США. Они сильно закредитованы, и для 30-60% из них высока вероятность банкротства до конца года. Соответственно, нужно смотреть на те компании, которые смогут выжить в этих условиях.

 

Здесь в более выгодном положении крупнейшие интегрированные нефтегазовые компании. Они потеряли (в нижней точке недавнего падения) около 50% рыночной капитализации, оказавшись в одной корзине с мелкими, ведь в период роста инвесторы, не разбираясь, мели всех одной метлой. В результате «Новатек», «Газпром», ВР, Royal Dutch Shell и ExxonMobil очутились в той же группе риска, что и операторы небольших сланцевых месторождений где-нибудь в Техасе или Северной Дакоте. Понятно, что вероятность банкротства для этих гигантов существенно ниже: это мощные компании с диверсифицированным бизнесом, инфраструктурой, доступом к капиталу и лоббистскими возможностями.

Итак, внутри каждого сектора нужно смотреть на ту компанию, которая обладает большей прочностью, корпоративной историей и культурой, лучшим доступом к финансированию — то есть более высокой способностью перенести кризис.

Big is beautiful

Наряду с объективно пострадавшими от кризиса на рынке есть и «жирные коты» — компании с подушкой безопасности, поднакопившие жирок в период роста. Они сейчас будут думать о захвате рынка. В российских условиях перед крупными игроками открываются возможности для консолидации, причем не обязательно отраслевой. Сегодня может возникнуть что-то подобное периоду русского капитализма 1990-х-2000-х, когда возникли такие консорциумы как «Альфа-Групп» или АФК Система, которая консолидировала в своем корпоративном «теремке» самые разные бизнесы — и телекомы, и ретейл, и инжиниринг, и гостиницы. Тогда это было логично: ведь в непростых условиях небольшим бизнесам гораздо проще выжить, имея такого мощного акционера-зонтик. Сегодня, в цифровой экономике, наибольшими консолидаторами выступают экосистемы — «Яндекс», Mail.ru и, несомненно, Сбербанк.

Диверсификация, диверсификация!

Кроме различия «большой-маленький», на рынке есть еще различия по степени диверсифицированности и по месту в пищевой цепочке. Сейчас инвесторы ушли не только из нефтяных компаний с большой долей нефтедобычи, но и из химии и нефтехимии. Например, акции таких компаний, как BASF или LyondellBasell, крепко просели в этот кризис. А между тем эти компании в гораздо большей степени ориентированы на конечный спрос, поскольку производят продукты глубокой переработки. Хотя в конечном счете цены на полимеры и спецхимию зависят от цен на нефть, как правило, требуется несколько кварталов, а то и год, чтобы цены на такую финальную продукцию почувствовали падение цен на нефть.

Многие инвесторы не готовы разбираться в этих различиях и всех окрашивают черной краской. А между тем компании на дальних концах нефтяных переделов и соответствующие дивизионы вертикально интегрированных нефтяных холдингов сейчас могут быть в выигрыше, потому что они являются потребителями нефти. Вдумчивый инвестор должен обращать на такие вещи внимание и искать привлекательные «куски» для оценки.

 

Таким образом, вдумчивый, избирательный подход и глубокий, фундаментальный анализ позволит опытному инвестору сейчас сделать ставку и выиграть так, как было невозможно до кризиса, в более спокойные времена. Недаром говорят: кризис — это время не только потрясений, но и новых возможностей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+