К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая волна банкротств: чем может закончиться попытка властей спасти малый бизнес

фото PhotoXpress
фото PhotoXpress
Предлагаемые правительством поправки в закон о несостоятельности ради спасения небольших компаний, оказавшихся под ударом из-за коронавируса, могут привести к тому, что банкротами окажутся кредиторы. Об этом в колонке для Forbes пишет партнер юридической компании Art de Lex Ольга Савина, которая по просьбе издания изучила законопроект.

Падение цен на нефть и пандемия обрушились на бизнес как лавина. Выжить ему в этих условиях становится почти невозможно без поддержки государства. По сути правы те, кто говорит, что «мир уже никогда не станет прежним».

Все правительства вынуждены принимать меры. Наше — не исключение. Как сейчас выглядит пакет спасительных мер? Бизнес получил частичные налоговые льготы, каникулы на выплату налогов, введение двух новых налогов и мораторий на банкротство. Именно эти меры 25 марта в своем обращении к нации обозначил президент Владимир Путин.

Мораторий на банкротство правительство предложило, очевидно, предвидя неизбежный уход с рынках множества предпринимателей из-за кризиса. В Госдуму уже внесены поправки в закон о несостоятельности, дающие кабмину право вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве в исключительных случаях — например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или сильных скачках курса рубля.

 

Однако есть риск, что предлагаемая мера только спровоцирует волну банкротств.

В предлагаемых поправках правительство намерено временно обнулить претензии кредитора к должнику, и тем самым перекладывает на кредитора бремя финансовых потерь в этой кризисной ситуации. Процедура банкротства — равнозначная проблема как для должника, так и для кредиторов. Однако теперь баланс может быть нарушен в пользу должника. Решение популистское и влекущее за собой юридические перекосы.

 

Если поправки внесут, мы получим ситуацию, когда кредиторы не смогут подать заявление на банкротство должника. Если не введена процедура, то арбитражный суд приостанавливает производство по делу в течении трех дней с даты моратория. На подачу заявления самим должником данная норма не распространяется.

Какие же еще послабления после введения моратория получат должники?

Прежде всего, приостанавливается обязанность для должника подать заявление на банкротство. Не будут начисляться штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих. Не допускается взысканий на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке. Приостанавливаются исполнительное производство и меры принудительного исполнения.

 

Но одновременно начинают действовать и ограничения, предусмотренные законом о банкротстве. То есть, ты вроде бы еще и не банкрот, а ограничения уже действуют. К примеру, не допускается выход владельцев из бизнеса компании-должника, выкуп либо приобретение должником акций или выплата стоимости доли в компании. Что явно скажется на реструктуризации, которая могла бы теоретически спасти компанию.

Также не допускается выплата дивидендов и доходов по долям и распределение прибыли между акционерами компании должника.

Еще один важный пункт: не допускается прекращение денежных обязательств должника через подачу встречного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов. О какой очередности кредиторов речь, если нет процедуры банкротства, а, соответственно, нет и реестра?

Всё это -  меры, направленные на предупреждение недобросовестного поведения со стороны кредиторов-собственников компаний, которые могут получить удовлетворение своих требований в обход других.

Однако, что должнику временное благо, то для кредиторов может стать реальным злом. Ведь приостановка по исполнительным производствам не позволит кредиторам предъявлять исполнительные листы. Соответственно, в режиме ожидания будут находиться исполнения обязательств, на которые рассчитывает кредитор. Невозможность зачетов не позволит сторонам исполнить взаимные обязательства.

 

К чему приведет  внесение подобных изменений в закон?

Существенные проблемы возникнут в процедурах будущих банкротств, и их невозможно будет избежать. Сроки оспаривания, в отношении которых установлен мораторий, начнут действовать с его окончанием. Мораторий вводится на 6 месяцев, но может быть продлён, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения. Значит, неизбежно возникнет путаница с исчислением сроков оспаривания и нарушением очередности с тем же зачетом.

Нельзя обойти вниманием и положение о ничтожности сделок, совершенных во время действия моратория. По общим правилам, чтобы сделку признали ничтожной, одна из сторон должна привести существенные доказательства этому.

Но в текущем проекте подобных доказательств не требуется. Сделки по передаче имущества и принятию новых обязательств (кроме тех, что совершаются в обычной деятельности должника) признаются ничтожными на период моратория в императивном порядке.

 

Таким образом, нарушается основной принцип состязательности: каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается. По сути настоящая норма установит презумпцию ничтожности сделок в банкротстве, совершенных в период моратория. Это явно ведет к нарушению баланса интересов сторон.

Судьба кредиторов явно станет тяжелее, ведь невозможность получения от должника исполнения обязательства и приостановка любых действий по получению положенного может превратить сегодняшнего кредитора в будущего должника.

Очевидно, что власти пытаются найти баланс между предотвращением ситуации, когда бизнес окажется в банкротной яме, с одной стороны, и недопущением возможности воспользоваться кризисной ситуацией в недобросовестных целях, используя банкротство — с другой.

Однако, говорить о том, что введение моратория является именно той мерой, которая поможет бизнесу, очень смело.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+