Обвал рубля зальют деньгами на покупку Сбербанка
После «черной среды» для рубля ЦБ объявил о новых мерах поддержки российского рынка: регулятор в четверг приступил к продаже иностранной валюты на внутреннем рынке из Фонда национального благосостояния в рамках сделки по продаже контрольного пакета акций Сбербанка правительству. То есть регулятор будет продавать валюту ФНБ по просьбе Минфина для того, чтобы министерство позднее заплатило рублями за Сбербанк.
«Дополнительные продажи Банка России рассчитаны исходя из полного возмещения выпадающего предложения валюты на внутреннем валютном рынке из-за снижения экспортной выручки от продажи нефти, нефтепродуктов и природного газа при падении цен ниже $25 за баррель марки Urals», — говорится в сообщении регулятора.
Ежедневные суммы продажи будут варьироваться и зависеть от отклонения цены нефти марки Urals ниже уровня $25 за баррель. При превышении этого уровня операции совершаться не будут. Делать это регулятор будет до 30 сентября 2020 года. А о механизме продажи после этой даты сообщит дополнительно.
Параллельно регулятор продолжит продавать валюту в рамках существующего бюджетного правила — при снижении цены ниже $42,4 за баррель.
«Доллар уйдет далеко за 90 рублей»: что ждет российскую валюту при нефти ниже $25 за баррель
Реакция рубля
«В первые 10 минут доллар торговался в широком диапазоне от 80 до 82 рублей, позднее он опустился ниже 80. Я не думаю, что на это повлияли объемы проданной ЦБ валюты, так как они, скорее всего, незначительны для рынка. Cкорее психологическое влияние оказало само заявление регулятора. Оно говорит о том, что ЦБ рынок не бросил», — сказал Forbes руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.
По его словам, новые меры ЦБ выглядят как «появление бюджетного правила №2 (по первому ЦБ продает валюту, если нефть ниже $42,4 за баррель).
«Дополнительные продажи валюты, объявленные ЦБ, нельзя назвать отказом от плавающего курса, в том числе потому, что регулятор привязался к внешнему триггеру — цене на нефть, а не к конкретному коридору курса», — считает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.
«Это инструмент поддержания финансовой стабильности, хотя ЦБ это так явно и не называет», — говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
По его словам, это попытка справиться с волатильностью на рынке.
«ЦБ сейчас нужно бороться с волатильностью на рынке, а не корректировать курс. Курс рубля при низкой нефти все еще остается сильным, но пугает именно такое сильное движение курса, что мы видели вчера, когда рубль за сутки падает почти на пять рублей», — считает Порывай.
По его словам, такие резкие однонаправленные движения в котировках приводят на рынок большое число спекулянтов: на руках есть дешевые рубли, и они могут увести курс до каких угодно пределов.
Второй удар девальвации: банки начали повышать ставки по кредитам и вкладам
Сколько ЦБ может продать
По расчетам Софьи Донец, при текущей нефти Urals в районе $22-23 дополнительные продажи пока не должны превысить $1 млрд в месяц. Это, по ее словам, «достаточно скромная сумма». «Но курс уже снизился и «ушел» под 80 рублей за доллар», — добавляет она.
Главный Аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович считает, что в целом речь идет о продаже валюты объемом, близким к $30 млрд, если исходить из стоимости пакета Сбербанка в 2,3 трлн руб. По его расчетам, в совокупности в рамках реализации бюджетного правила, а также продаж валюты от сделки с пакетом акций Сбербанка при нефти ниже 25$ в конце марта — начале апреля ежедневные объемы продаж валюты могут вырасти в 2-3 раза до уровней $250-300 млн.
По оценке аналитиков Sberbank CIB, при цене нефти марки Urals $20 за баррель объем продаж валюты со стороны ЦБ в рамках бюджетного правила составит $1,3 млрд в месяц, а с учетом новых мер совокупные продажи валюты ЦБ составят уже около $5 млрд в месяц.
«Оценочно продажа валюты по сделке Сбербанка может составить $30 млрд. Плюс продажи валюты в рамках бюджетного правила — это больше $22-28 млрд за год при нефти Urals дешевле $25. Также банки располагали на начало года избытком валютной ликвидности, которая может быть ввезена для компенсации оттока. Получается в сумме, что объем предложения валюты может составить около $70 млрд в год. Этого достаточно, чтобы покрыть дефицит сальдо счета текущих операций. Однако на покрытие вывоза капитала нефинансовым сектором и нерезидентами из ОФЗ может не хватить», — сказал Порывай.
«111 рублей за доллар»: какая девальвация ожидает рубль после обвала цен на нефть
Поможет ли это рублю?
Покатович считает, что увеличение ежедневных объемов продаж валюты до уровней, близких к $300 млн, может предотвратить ослабление рубля к уровню 85 рублей за доллар.
По его словам, до конца марта — начала апреля цены на нефть могут оставаться в диапазоне $20-25. Новые продажи ЦБ в двухнедельной перспективе могут вернуть рубль в диапазон 75-80 рублей за доллар. Но при устойчивом снижении нефти ниже $25, новых всплесках рыночного пессимизма и усиления оттока иностранного капитала из РФ рубль может «не устоять» даже с учетом увеличенных объемов продаж валюты и продолжить ослабление до 80-85 рублей за доллар, предупреждает Покатович.
«В сообщении ЦБ говорится, что при превышении цены нефти марки Urals уровня $25 за баррель продажи прекратятся. Но я бы не была в этом уверена, потому что при сохранении средней цены на нефть около $25 долларов за баррель по Brent курс доллара может быть до 90 рублей, если мы говорим об устойчивом сохранении — на несколько месяцев или же в среднем за год. Это значит, мы можем увидеть усиление давления на курс даже при нефти на текущих уровнях или немного выше. А я думаю, что ЦБ же явно не готов видеть рубль существенно слабее 80 рублей. Поэтому мы можем увидеть корректировку правила продажи, о котором говорит ЦБ, если мы увидим усиление давления на рубль», — сказала Донец.
Самые надежные банки. Рейтинг Forbes