К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Коронавирус парализовал рынок капитала

Фото Edgard Garrido / Reuters
Фото Edgard Garrido / Reuters
Эпидемия коронавируса и вызванная ей паника на мировых рынках заметно повлияли на работу бизнеса. Компании и банки временно отказались от размещения еврооблигаций, перенесли мероприятия для иностранных инвесторов, а остальное общение перевели в онлайн

Стремительно развивающаяся по всему миру эпидемия коронавируса серьезно затруднила работу компаний с инвесторами. Зарубежные командировки практически повсеместно запрещены, крупные мероприятия отменяются. Подлила масла в огонь и череда «черных дней» для инвесторов на мировых рынках после разрыва сделки ОПЕК+. 

Как следствие — «заморожены» road show — деловые поездки менеджеров компаний и их встречи с инвесторами, неизменно предшествующие сделкам по привлечению капитала, рассказали Forbes восемь собеседников в инвестбанках и управляющих компаниях. 

Рынок закрыт 

«Рынок закрыт. Я не слышал, чтобы кто-то ездил с non-deal road shows. Это глупо, поскольку сейчас все банки и другие компании без особой нужды никого никуда не посылают», — сказал Forbes инвестбанкир. Источник в одном из пяти крупнейших российских банков добавляет, что рынок закрылся уже как минимум три недели и это повсеместное явление. 

 

«Все понимают ситуацию, перевели некоторые очные встречи в формат видеоконференций и телефонных переговоров. Ключевые поездки в открытые страны сохранили. При этом большие road show сейчас, наверняка, проводить невозможно», — рассказывает источник Forbes в Сбербанке. 

Компании проводят road show в двух случаях — deal road show проходят, когда компания, например, готовит новый выпуск облигаций или акций или рассказывает о корпоративной реструктуризации. Non-deal road show — это поддерживающие поездки, где компания рассказывает о том, что с ней происходит. Как правило, они привязаны к отчетности компаний — кто-то их делает раз в полгода, кто-то раз в квартал. 

 

«Командировки road show подразумевают широкое общение, встречи как минимум 10 человек, а реально больше, в достаточно замкнутом пространстве», — рассказал собеседник в российском банке из топ-5. А это, добавляет он, теперь опасно. 

Часть встреч компании перевели в режим конференц-связи, но личную встречу с инвесторами никто никогда не сможет заменить конференц-колом, уверен источник в одном из пяти крупнейших российских банков. «Личные встречи нужны, чтобы люди могли посмотреть в глаза, задать вопросы, которые не хочется задавать по телефону», — говорит он. «Это как няню ребенку по скайпу нанимать. Можно, конечно, но лучше лично. Это или твои деньги, или деньги под управлением, ты их доверяешь людям. И этим людям надо в глаза посмотреть», — добавляет источник в крупной инвесткомпании. 

К чему это привело? 

НЛМК отказалась от запланированного на 24 марта Дня инвестора в Лондоне. В связи с волатильной рыночной ситуацией компания приняла решение перенести его на более поздний срок в 2020 году. «На фоне ограничений на передвижения по миру компания меняет форматы общения с инвесторами и партнерами, отдавая предпочтение аудио и видеоконференциям», — указал Forbes представитель компании.

 

На рынке также ждали, что в этом году пройдет сразу несколько IPO российских компаний, но пока ни одно из этих размещений не состоялось. Так, осенью прошлого года стало известно, что «Яндекс.Такси» ведет переговоры об организации размещения с банками Morgan Stanley и Goldman Sachs. Также IPO планировали Совкомбанк и Совкомфлот, который вот уже несколько лет готовится к размещению и откладывает его.

«Несколько потенциальных выпусков евробондов как в долларах, так и в евро были поставлены на hold. Были назначены встречи, но все было отменено, — сказал Forbes один из инвестбанкиров. — Когда начинаются такого рода события — обвалы на рынке и растущая неопределенность — все становятся на стоп, никто не инвестирует, все смотрят за существующими позициями и оценивают риски. Все. Компании думают о своей ликвидности, о цене финансового ресурса, о том, где контрагенты находятся, какой риск они несут. Мягко говоря, не до финансирования на рынке публичных размещений».

На рынке еврооблигаций от размещения уже отказались компании «Еврохим» и РЖД, рассказывает Forbes глава бизнеса Sova Capital Игорь Бурлаков. Также инвесторы в России ждали в марте размещения субординированных займов Газпромбанка в долларах, евро и рублях, но его отложили на неопределенный срок, указывают источник Forbes в крупной управляющей компании. «Была зарегистрирована программа. Они хотели, но не вышли», — поясняет он. Об отмене размещений Газпромбанка Forbes рассказал и собеседник в инвесткомпании. В банке на запрос Forbes не ответили.

О том, что «Еврохим» переносил размещение еврооблигаций, в начале марта со ссылкой на источники сообщало агентство Прайм. В самой компании не ответили на запрос Forbes. Также Forbes ожидает ответа от РЖД.

От размещений отказываются не только в России. Отложить намеченное на вторую половину 2020 года IPO во Франкфурте из-за коронавируса и ценовой войны на нефтяном рынке может и крупнейший нефтегазовый игрок Европы, компания Wintershall DEA — совместное предприятие немецкого химического концерна BASF и холдинга LetterOne Михаила Фридмана и его партнеров, писал Reuters. 

 

В начале марта, по данным «Интерфакса», от планов по размещению еврооблигаций в долларах и евро отказался Минфин Белоруссии. Причиной стала растущая неуверенность инвесторов из-за коронавируса. «Размещения не будет. Точнее будет, но позже. Рынки с ума посходили из-за коронавируса», — сказал источник агентства.  

В конце февраля от размещения еврооблигаций в долларах отказалась и компания Jaguar Land Rover, сообщало издание Automotive News со ссылкой на источники, близкие к компании. Компания не захотела размещаться по тем ставкам, которые просили инвесторы, желающие компенсировать риски из-за распространения эпидемии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+