В сентябре несколько российских банков попросили ЦБ разрешить им вводить по депозитам в евро отрицательные ставки, мотивируя это тем, что ЕЦБ вот уже несколько лет держит ставку отрицательной, а в сентябре и вовсе снизил ее до -0,5% годовых. Сейчас российское законодательство запрещает вводить отрицательные ставки на валютные депозиты для физлиц.
ЦБ и Минфин сначала сказали, что обсудят этот вопрос. Но затем первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что по вкладам граждан «ничего такого не обсуждается». По его словам, отрицательные ставки по валютным депозитам могут ввести только для средств компаний.
Многие российские банки уже закрыли вклады в евро или установили по ним комиссии. Например, в начале октября Ситибанк перестал принимать заявления на открытие сберегательных счетов в евро, а ВТБ отказался сразу от трех видов евровых вкладов. Отказались от некоторых депозитов также Альфа-банк, «Открытие» и «Возрождение».
На фоне ажиотажа вокруг темы отрицательных ставок в РАНХиГс 1 ноября прошел круглый стол «Отрицательные ставки. Перспективы их введения в России», где аналитики и экономисты обсудили возможные последствия от введения отрицательных процентных ставок в экономике.
Forbes публикует основные выводы, к которым пришли эксперты.
Потеря доходов для банков
«Нужно ли позволять устанавливать отрицательные процентные ставки в России? По евровым вкладам — однозначно да»,- считает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка, профессор НИУ ВШЭ Олег Замулин.
По его словам, то, что ставки по вкладам евро в Европе отрицательные, а в России — положительные — странно. «Это создает очевидные возможности арбитража», — сказал он.
Сценарий околонулевых ставок по всей экономике в России пока маловероятен, а отрицательные ставки на уровне экономики будут катастрофой для российского банковского сектора, предупреждает главный стратег компании «Атон», со-учредитель GKEM Analytica Александр Кудрин.
«С точки зрения достаточности капитала у нас и так все не слишком хорошо, а если возникнет давление на капитал со стороны основного бизнеса банков, то возникает потенциальная дополнительная нагрузка на бюджет с точки зрения рекапитализации банковского сектора. И это не может не тревожить», — заметил он.
Когда рыночные ставки становятся отрицательными, банки не решаются применять отрицательные ставки и к счетам физических лиц, чтобы избежать оттока клиентских средств, согласен управляющий директор АКРА, руководитель группы рейтингов финансовых институтов Армен Даллакян.
В результате сокращаются чистые процентные доходы банка, а это — один из основных источников дохода для кредитных организаций.
Отток клиентов
В случае введения в России отрицательных ставок клиенты банков просто уйдут к наличные, считает директор финансового центра «Сколково-РЭШ Олег Шибанов.
«Исследования показывают, что 75% опрошенных по нескольким развитым экономикам готовы переходить на наличные, если им будут выставлять отрицательные депозитные ставки. Думаю, что в российских реалиях 75% очень быстро превратится в 120%. В этом плане никакого смысла вводить отрицательные рублёвые ставки у нас нет — все будут стараться уйти в наличные», — сказал он.
Серьезный риск для инвесторов
«Эффект отрицательных доходностей на рынках гособлигаций выглядит слегка абсурдно. Теоретически в этих условиях многие компании и государства могут привлекать дешевое финансирование — это плюс. Но в это же время среди консервативных инвесторов копится риск, потому что они смещаются в ту область, где они никогда не были и где они не очень понимают риски», — говорит Александр Кудрин.
Например, если консервативный инвестор — пенсионный фонд — покупал бумаги правительства Германии, он вряд ли будет покупать эти бумаги дальше при отрицательных ставках. Инвестору придется начать покупать корпоративные облигации, в котором у него нет адекватной экспертизы.
«В результате инвестор принимает на себя более высокие риски, которые не очень хорошо может контролировать. Это создает большую проблему», — пояснил Александр Кудрин.
Примерно также на снижение ставок на рынке госдолга реагируют и домохозяйства, считает Шибанов. «Исследования показывают, что чем ниже процентные ставки по безрисковым активам, тем большую долю средств домохозяйства инвестируют в рискованные активы. А это серьезный риск», — указал он.