К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Средний класс продемонстрировал рекордный почти за три года оптимизм

Фото ТАСС
Фото ТАСС
Средний класс в России все еще старается меньше тратить на продукты, но уже не так сильно экономит на непродовольственных товарах и на походах в рестораны и кафе. Кроме того, представители среднего класса стали меньше экономить на отдыхе и развлечениях. Таковы результаты нового выпуска «индекса Иванова» от Сбербанка. Есть ли повод для оптимизма?

Потребительская уверенность среднего класса в России увеличилась, и его представители стали меньше экономить на покупке одежды, развлечениях и медицинских услугах. К такому выводу пришли аналитики Сбербанка, работавшие над «индексом Иванова» по итогам третьего квартала этого года.

«Индекс Иванова»  — это индекс потребительских настроений российского среднего класса. Условная семья «Ивановых» рассматривается аналитиками из Sberbank CIB как типичная российская семья из среднего класса. Sberbank CIB рассчитывает «индекс Иванова» с 2013 года, после публикации индекса за первый квартал 2018 года (тогда индекс составил минус 9%) в течение нескольких кварталов показатели индекса не публиковались. В первом квартале 2019 года аналитики Сбербанка сообщили о росте индекса с минус 24% до минус 22%.

В исследовании банка приняли участие 2300 человек из разных регионов России, которые сами себя относят к среднему классу. 85% опрошенных имеют официальное место работы, 15% работают без официального оформления. 42% респондентов заявили, что получают дополнительный доход — от сдачи в аренду жилья и подработки. Но из них только четверть декларируют этот доход.

 

В третьем квартале 2019 года аналитики банка зафиксировали «существенное» улучшение динамики индекса потребительских настроений по сравнению с предыдущим кварталом. Теперь он составляет минус 16% против минус 21% кварталом ранее. Подобную динамику (плюс 5 п. п.) индекс не показывал с начала 2017 года (тогда, в первом квартале, он прибавил 6 п. п.).

Хотя индекс все еще находится в отрицательной зоне (то есть российский средний класс по-прежнему склонен сберегать, а не тратить, а также скромно оценивает свои потребительские возможности), рост показали все его компоненты, заметнее всего улучшились индикаторы личного благосостояния и индикаторы условий для совершения крупных покупок, говорится в сообщении Сбербанка.

 

К примеру, «Ивановы», как и раньше, стремятся меньше тратить на продукты питания, но стали не так активно экономить на непродовольственных товарах. На одежде теперь экономят 9% опрошенных, хотя во втором квартале таких было 16%. С 43% до 38% сократилась доля тех, кто ограничивает расходы на отдых. Около 59% (против 62% кварталом ранее) стремятся меньше тратить на еду вне дома.

Доля тех, кто пытается экономить на развлечениях, уменьшилась на 4 п. п., до 50%, на коммунальных услугах — на 2 п. п., до 22%. Рекордно низкого уровня — 19% (против 23% в прошлом квартале) достигла доля тех, кто намерен снизить расходы на медицину.

«Подобная динамика «индекса Иванова» соответствует нашим предположениям о том, что в отсутствие негативного новостного потока настрой постепенно будет улучшаться. Повышению потребительской уверенности также способствовало ускорение роста доходов в третьем квартале, зафиксированное официальной статистикой», — говорит глава Sberbank Investment Research Ярослав Лисоволик.

 

Есть ли причины для оптимизма?

Росстат на минувшей неделе также представил порцию позитивной статистики, отчитавшись о резком росте доходов населения. Среднедушевые доходы выросли на 7,8%, а реальные располагаемые доходы увеличились сразу на 3% после двух кварталов падения. Правда, ведомство объяснило такой рост низкой базой 2018 года и увеличением доли «серых зарплат», то есть фактически существенного увеличения реальных доходов не произошло.

Экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов считает, что изменения, зафиксированные Сбербанком — несущественные. «В начале этого года были негативные цифры, сейчас «эффект низкой базы» ушел». Кроме того, индекс мало ориентируется на данные Росстата», — сказал он Forbes.

По его словам, сейчас нет предпосылок для расширения среднего класса или увеличения его доходов. «Богатые богатеют, бедные беднеют. Растет крупный бизнес, малый и средний развивается плохо. Не вижу поводов, чтобы сказать, что доходы среднего класса увеличатся, в том числе и потому, что доходы в малом и среднем бизнесе  не растут».

В октябре профессор Высшей школы экономики Наталья Тихонова в своем докладе писала, что сейчас российский средний класс составляет 38,2% населения, но его состав неоднороден, абсолютно всем характеристикам среднего класса соответствуют только 7% населения. Доходы среднего класса падают с 2014 года, а социальная незащищенность растет, цитировало РБК исследование ВШЭ «Российский средний класс в фокусе разных теоретических подходов: границы, состав и специфика».

Летом этого года свое исследование по среднему классу представил Альфа-банк. По данным банка, количество людей, которые относят себя к среднему классу, сокращается. Сейчас к нему можно отнести лишь 30% россиян, в то время как еще в 2014 году доля среднего класса составляла 37%.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+