«Вести бизнес в России — самоубийство». Как громкие уголовные дела повлияли на настроения предпринимателей
Центр социального проектирования «Платформа» и ВЦИОМ провели исследование, где попытались оценить актуальные настроения бизнеса и то, как он видит состояние инвестиционного климата в России. Результаты исследования, представленные в среду, 11 июля, оказались неутешительными.
71% предпринимателей, опрошенных ВЦИОМ, заявили, что считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными. 59% сообщили, что эти условия за последний год ухудшились, а 51% сказали, что верят, что в будущем условия ведения бизнеса только ухудшатся.
В ходе исследования ВЦИОМ провел формализованные интервью среди 500 предпринимателей, представляющих малый, средний и крупный бизнес в 76 регионах страны. После чего, анализируя данные опроса ВЦИОМ, социологи «Платформы» организовали 30 глубинных интервью с предпринимателями и российскими и иностранными инвесторами, чтобы выявить причины такого пессимизма.
«Это страх, постоянный страх»
Бизнесмены достаточно негативно описали суть российского предпринимательства. На просьбу социологов закончить фразу «Вести в России бизнес — это…» многие из них отвечали, что это «трудно», «тяжело», что это равно «самоубийству» и «лотерее», что это «утопия» и то же самое, что «быть на войне».
Как рассказывает руководитель направления социологических исследований ЦСП Мария Макушева, лейтмотивом интервью с предпринимателями стали темы стоицизма и легкого мазохизма. По ее словам, во время интервью предприниматели постоянно говорили о нарастающем чувстве тревоги и неопределенности, основной причиной которых стали события последних месяцев, а именно случаи уголовного преследования бизнесменов и резонансные общественно-политические события.
«Дела против бизнесменов достигли сегодня плотной концентрации и стали создавать ощущение повышенных персональных рисков», — рассказывает Макушева. Наибольшее влияние на них оказали ситуации, где в сложных обстоятельствах оказались предприниматели, на месте которых мог бы оказаться любой из респондентов.
События и смыслы
Главное негативное событие года для бизнеса — это дело Майкла Калви, которое вызывает непонимание и удивление предпринимателей. «В связи с ним растет чувство тревожности, ощущение индивидуального риска», — поясняет Макушева.
Среди перечисленных предпринимателями событий, которые наиболее негативно повлияли на их восприятие делового климата в стране, помимо ареста Калви, оказались обыски в музее «Собрание» миллиардера Давида Якобашвили, дело против руководства автодилера «Рольф» и дело против экс-главы «Автодора» Сергея Кельбаха. Среди главных общественных событий — арест журналиста «Медузы» Ивана Голунова.
Дело Майкла Калви и преследование основателя «Рольфа» Сергея Петрова предприниматели оценили, как сигнал о высокой непредсказуемости системы власти, эти дела вызывают у бизнесменов чувство личной угрозы. Дело Ивана Голунова и связанные с ним расследования о сотрудниках ФСБ и МВД, владеющих миллионными состояниями, по словам опрошенных, снизили уровень доверия к правоохранительной системе. Судебное дело Давила Якобашвили бизнесмены интерпретировали как сигнал к тому, что из любых столкновений с правоохранительными органами сложно выйти без потерь. А конфликт между «Роснефтью» и АФК «Система» — как подтверждение того, что государственный капитализм — это угроза, и что работать в сегментах с высокой долей государственного участия опасно, говорится в исследовании.
Страх уголовного преследования не главный, хотя и сильный страх бизнеса. Согласно результатам интервью, главные риски предпринимательства сейчас — это снижение доходов и покупательной способности населения, а также законодательные изменения, ухудшающие условия ведения бизнеса. Тем не менее риски, связанные со столкновением с правоохранительными органами, респонденты посчитали, хоть и менее вероятными, но более опасными. «Крупный бизнес может отчасти управлять этими рисками, но для среднего и малого бизнеса — это абсолютно неуправляемые риски», — поясняет Макушева.
Рост напряженности приводит к нескольким негативным последствиям, считают социологи. Он сужает горизонт планирования, делая предпринимателей более выжидательными и консервативными в инвестициях. Кроме того, бизнесмены начинают бояться роста бизнеса, так как, как только «ты становишься привлекательным, больше рисков, что тебя захотят забрать». Наиболее защищенными в этой ситуации себя чувствуют те, кто строит бизнес на интеллектуальной собственности, но как только модель становится отделимой от создателя, риски возрастают. «Наиболее же незащищенными являются те бизнесы, которые можно продать», — добавляет Макушева.
Кто виноват и что делать
Бизнесмены не винят в происходящем государство в целом, но видят в общей системе власти неуправляемые и вредящие ей самой элементы, от которых исходит угроза, рассказывает Макушева.
Предприниматели ценят шаги, которые государство делает навстречу бизнесу, но в то же время не понимают мотивов действия государственной системы. «Претензия к государству состоит здесь не в том, что оно хочет уничтожить бизнес, а в том, что оно не регулирует ситуацию, неуправляемость своих элементов», — поясняет Макушева.
Предприниматели жалуются, что их же партнеры или конкуренты могут использовать силовые методы в недобросовестной конкурентной борьбе, а государство не в силах с этим справиться. При этом бизнесмены не верят и в то, что им может помочь общественное мнение или консолидация с коллегами, они не верят в возможность привлечь на свою сторону лидеров мнений и население, как это было в случае с Иваном Голуновым. По словам Макушевой, это связано с общей дистанцией между населением и бизнесом. «Бизнесмены говорят, что к ним в российском обществе все еще относятся плохо, видя в них бандитов», — заключает социолог.