В начале мая Федрезерв США значительно смягчил свою риторику. Ведомство пересмотрело оценку американской экономики с замедления до солидного роста. Что означает это решение? Что в ФРС, по сути, понимают: коррекция на американском рынке акций стучится в дверь, и нужно поддержать экономику и финансовый рынок, чтобы предотвратить обвал на рынке. Но получится ли?
Курс на смягчение
ФРС в прошлом году провела четыре повышения ставки, а теперь объявила о том, что возможность повышения ставки в этом году более не рассматривается. Более того, в следующем году возможно даже одно снижение ставки.
На смягчение кредитно-денежной политики работает и корректировка процесса «QE наоборот», о которой ведомство объявило в марте. ФРС тогда решила отказаться от реинвестирования части средств, полученных от истекших облигаций на балансе. Сокращение баланса закончится в октябре, то есть к осени одной мерой монетарного ужесточения станет меньше.
Участники рынка настроены еще более позитивно. Сегмент деривативов с вероятностью свыше 50% закладывается на смягчение — и снижение ставки уже до конца года. Вероятность формируется посредством динамики фьючерсов на fed funds rate. Это важно потому, что ожидания рынка часто опережают поведение регулятора, опосредованно влияя на его решения.
Как это поможет
Смягчение политики ФРС приведет к укреплению экономики. Идея проста: чем ниже процентные ставки, тем более благоприятные условия складываются для кредитования, а значит, и для экономики в целом за счет эффекта мультипликатора.
Более 50% американцев сейчас инвестируют в акции, направляя туда в том числе и пенсионные накопления. Обвал фондового рынка способен ударить по настроениям потребителей, что и заставляет ФРС держать руку на пульсе и следить не только за показателями инфляции и рынка труда, но и за финансовыми условиями. Дональд Трамп неоднократно критиковал Федрезерв то за низкие ставки, то за их повышение. Но в реальности очевидно, что базовая цель у президента США и Джерома Пауэлла одна — рост или по крайней мере стабильность американской экономики.
Смягчение риторики мировых ЦБ в сочетании с оптимизмом относительно торговых переговоров между США и Китаем уже привело к мощнейшему ралли на американском рынке акций в начале года. С января по 3 мая индекс S&P 500 прибавил 17,5%, в моменте обновив исторический максимум.
Последствия для рынка
Будет ли американский рынок акций теперь расти по экспоненте? Скорее всего, нет. В первой половине мая риски среднесрочной коррекции начали нарастать. Неблагоприятная ситуация складывается и для развивающихся рынков, в первую очередь из-за «торговой войны».
Можно предположить, что на этом фоне рынок ожидает волатильное лето. Но опасаться волатильности не стоит, так как ФРС еще не исчерпала свои ресурсы по поддержке рисковых активов. Если ситуация на финансовых площадках ухудшится, регулятор может пойти на вербальные интервенции, а затем и на снижение процентных ставок.
Интересно, что Федрезерв завершал мощные коррекции предыдущих лет, замедляя цикл монетарного ужесточения, как он и делает сейчас. Но вот только в этот раз ему могут потребоваться более радикальные меры, так как риски для мировой экономики возросли. В более долгосрочном периоде средства в арсенале регулятора могут быть исчерпаны, а смена бизнес-цикла способна сломить бычий тренд на американском рынке акций, который продолжается более 10 лет. Говоря простыми словами, может произойти обвал на рынке акций и переход к «медвежьему» рынку.
На валютном рынке также возможны интересные движения. Формально смягчение риторики ФРС негативно для доллара, но при просадках рынка акций США инвесторы зачастую уходят именно в «американца». Подобное наблюдалось даже в 2011 году при снижении кредитного рейтинга Штатов агентством Standard & Poor's. Неблагоприятно при таком раскладе складывается ситуация для валют развивающихся стран. Рубль — не исключение, хотя на российскую валюту серьезно влияет специфический нефтяной фактор. В перспективе, если ФРС снизит ставки, нельзя исключать укрепления рубля против доллара.
В еврозоне экономическая ситуация менее благоприятна, чем в США. ЕЦБ признает, что экономика региона нуждается в стимулировании. Спреды доходностей американских и немецких гособлигаций близки к рекордным уровням, исходя из динамики десятилеток. Доходности ряда суверенных бондов еврозоны отрицательны. При прочих равных условиях это является фактором в пользу ослабления евро против доллара. Предполагаем, что в дальнейшем возможно снижение пары eur/usd до $1,09.
Подводя итоги, смягчение риторики ФРС благоприятно для рисковых активов, хотя локально позитивный эффект может быть исчерпан. Регулятор держит руку на пульсе. Джером Пауэлл «и компания» не готовы допустить крах фондового рынка США, поэтому в случае усиления турбулентности финансовых площадок вполне возможно снижение ставок Федрезерва уже в этом году. В летние месяцы волатильность может вернуться на рынки, а вслед за ней прийти новая «эпоха дешевых денег».