Те, кто выиграл от IPO Uber больше всех, не звонили в биржевой колокол на открытии торгов. Но эти люди наверняка будут в прекрасном настроении, когда пойдут в банк.
При подготовке к крупнейшему IPO Америки со времен выхода на биржу Alibaba в 2014 году бывший гендиректор и сооснователь компании Трэвис Каланик безуспешно пытался получить заветное место на балконе Нью-Йоркской фондовой биржи в начале торгов в пятницу. Вместо него этой чести удостоился нынешний гендиректор Дара Хосровшахи, который руководил реформами в Uber после эры Каланика.
Однако все это неважно. Основатели Uber, пустили их на праздник или нет, выиграют больше всех на IPO объемом в $8,1 млрд, в ходе которого компания была оценена примерно в $82 млрд. Недавно нанятому Хосровшахи придется обойтись считаными миллионами.
С учетом цены размещения $45 их выигрыши можно оценить так:
Трэвис Каланик: состояние оценивается в $5,4 млрд.
В 2015 году Каланик сравнил выход на биржу с походом на выпускной бал за год до окончания школы: и то и другое слишком рано. Теперь большой день настал, и менеджмент сервиса для поиска такси постарался сделать так, чтобы он не стал королем выпускного бала. Опальный гендиректор был в центре скандалов в Uber, в том числе в связи с формированием токсичной корпоративной культуры в компании. Он ушел в отставку в июне 2017 года.
Тем не менее Каланик остается членом совета директоров и больше всех выиграет от IPO Uber. С учетом его предыдущих выходов, недвижимости и вложений в новую компанию, City Storage Systems, Forbes оценивает состояние Каланика в $5,4 млрд. Кроме того, он по-прежнему контролирует 6,7% компании.
Гарретт Кэмп: состояние оценивается в $4,1 млрд.
Кэмп первым сформулировал концепцию UberCab и подготовил первое предложение для инвесторов. Серийный предприниматель уже успел основать и продать сервис поиска web-страниц StumbleUpon, когда столкнулся с трудностями при вызове такси. Тогда-то и зародилась идея Uber, который сначала должен был стать сервисом такси представительского класса. Кэмп недолго пробыл на руководящей должности в компании, но входит в совет директоров. Он продал больше своих акций, чем Каланик, известный тем, что он не продал ни акции до тех пор, пока SoftBank не инвестировал в Uber в конце 2017 года.
Сегодня Кэмп руководит Expa, стартап-студией, которая работает над чем угодно — от частной авиалинии до банковского мобильного приложения. Кроме того, он пытается создать новую версию StumbleUpon с помощью нового приложения для поиска веб-контента Mix.
Райан Грейвс: состояние оценивается в $1,5 млрд.
Грейвс присоединился к Uber благодаря одному чрезвычайно удачному твиту. Каланик искал менеджера по продукту, когда Грейвс ответил на его запрос: «вот совет. напиши мне :)». Грейвс стал первым сотрудником Uber и в 2010 году занял пост гендиректора компании, до 2017 года был старшим вице-президентом Uber по глобальным операциям. Теперь он живет на Гавайях с женой и двумя детьми и управляет Saltwater Investments. Его фирма инвестировала в приложение для медитации Calm и в производителя пива Fort Point Beer Company из Сан-Франциско. В рамках IPO он планирует продать акции Uber, что принесет ему 41 млн после уплаты налогов. Доля Грейвса в компании оценивается в $1,5 млрд.
Дара Хосровшахи: нынешний глава Uber не станет миллиардером, но все же получит достойное вознаграждение за вывод компании на биржу и те перемены, которые произошли в сервисе за последние два года. Хосровшахи принадлежит 196 000 акций компании, в основном в форме опционов и акций с ограниченным правом голоса.
Венчурные фирмы
Раннему инвестору Benchmark Capital принадлежит доля стоимостью $6,8 млрд. Фирма была одним из первых венчурных инвесторов, поддержавших Uber. Она стала ведущим инвестором в компанию в ходе первого раунда привлечения финансирования в 2011 году. Benchmark держит за собой место в совете директоров, которое занимает партнер Мэтт Колер.
Vision Fund компании SoftBank, крупнейший акционер Uber, владеет долей на $10 млрд, до IPO ему принадлежало 16% компании. SoftBank инвестировал недавно, вложив $1,25 млрд в Uber в начале 2018 года и потратив еще несколько миллиардов на покупку акций во время вторичного предложения, даже после многолетних трудностей, которые привели к уходу Каланика.
Суверенному инвестфонду Саудовской Аравии, который инвестирует в несколько компаний Кремниевой долины, принадлежит доля стоимостью $3,3 млрд.
Венчурной фирме Alphabet, Google Ventures, принадлежит доля стоимостью $3,2 млрд, Lowercase Capital Криса Сакки — почти на $2 млрд.
Сила звезд
Звездные инвесторы Uber, хотя и не владеют крупными пакетами акций, тоже получат свое. В числе инвесторов — Гвинет Пэлтроу, Jay-Z, Оливия Манн и Джей Браун. Сообщается, что даже Бейонсе получила $6 млн в форме ограниченных акций за выступление в 2015 году.
В соответствии с песней Бейонсе «заплати мне акциями, смотри, как я разделываюсь с долгами» (pay me in equity, watch me reverse out of debt) некоторые знаменитости уже говорят, что акции Uber изменили их жизнь. Лэнс Армстронг рассказал CNBC, что его инвестиции спасли его семью, когда ему пришлось заплатить миллионы в судебных разбирательствах по поводу употребления допинга. Он отказывается сообщить точную сумму — говорит только, что это «слишком хорошо, чтобы быть правдой».
Трио миллиардеров Uber Каланик, Кэмп и Грейвс наверняка согласится с этим утверждением.
Перевод Натальи Балабанцевой