Минфин США ввел санкции против российско-венесуэльского Еврофинанс Моснарбанка (78-е место по активам в российской банковской системе). Банк попал в американский санкционный список SDN (Specially Designated Nationals), став первым российским финансовым институтом, которого коснулась венесуэльская санкционная программа. Попадание в SDN-лист означает запрет на ведение бизнеса с его фигурантом для американских граждан и компаний. Взаимодействие с неамериканскими контрагентами для попавших под санкции SDN также затруднено — для таких контрагентов появляется риск попадания под вторичные санкции. Компания, попавшая в список SDN, на практике лишается возможности проводить транзакции в долларах (поскольку такие транзакции проходят через корреспондентские счета в американских банках).
Контрольный пакет в Еврофинанс Моснарбанке принадлежит российским госбанкам ВТБ и Газпромбанку (им через различные структуры принадлежит по 25% плюс одной акции в банке). Еще 49,99% банка принадлежит венесуэльскому государственному Фонду национального развития Fonden S.A. В ноябре прошлого года стало известно, что ВТБ и Газпромбанк ищут покупателя на свою долю в банке. Тогда глава ВТБ Андрей Костин говорил, что на пакет в банке есть претенденты, в том числе из Казахстана.
Forbes направил запрос в Моснарбанк, ВТБ. В Газпромбанке сообщили, что на его деятельности это никак не скажется, планы по пакету в Еврофинанс Моснарбанке в банке не раскрывают. В Газпромбанке подчеркнули, что не проводят операций по счетам компаний, попавших под санкции США в рамках венесуэльской санкционной программы. В начале февраля агентство Reuters сообщало, что венесуэльская государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela S.A. (PDVSA, также находится под санкциями SDN) переводит счета своих совместных компаний в Газпромбанк. В Газпромбанке подчеркивали, что новые счета PDVSA не открывались. Позже Reuters сообщало, что Газпромбанк заморозил счета PDVSA.
«Нелегитимный режим Николаса Мадуро наживался на страданиях венесуэльского народа. Этот шаг (введение санкций) показывает, что США предпримут действия против иностранных финансовых институтов, которые поддерживают режим Мадуро и способствуют экономическому краху и гуманитарному кризису в Венесуэле», — прокомментировал введение санкций против Еврофинанс Моснарбанка глава Минфина США Стивен Мнучин. В релизе Минфина США уточняется, что банк сотрудничал с PDVSA.
Минфин США называет Еврофинанс Моснарбанк «спасательным кругом» для режима Мадуро. Ведомство Стивена Мнучина отмечает, что США и еще более 50 стран уже признали главой Венесуэлы оппонента Мадуро — Хуана Гуаидо. «Мадуро становится все более изолированным и отчаянно нуждается в спасении из России», — констатирует Минфин. В Вашингтоне отмечают, что активы банка за последнее время выросли, и банк продолжает «существенное взаимодействие» с режимом Мадуро. Активы банка за последний год действительно существенно увеличились — с 49,7 млрд рублей по итогам 2017 года до 67 млрд рублей по итогам 2018 года.
Американский Минфин также отмечает, что Еврофинанс Моснарбанк стала основным финансовым институтом, поддержавшим проект венесуэльской криптовалюты Petro. Ранним инвесторам в Petro было предложено купить криптовалюту, перечислив средства на правительственные счета в Еврофинанс Моснарбанке. «Участие банка в проекте Petro дает надежду Мадуро на то, что криптовалюта поможет ему обойти финансовые санкции США».
Еврофинанс Моснарбанк с 2011 года действует как совместное российско-венесуэльское предприятие — тогда в его капитал вошел Фонда национального развития Fonden S.A. Банк планировался в качестве инструмента для финансирования совместных проектов России и Венесуэлы. В годовом отчете за 2017 год банк сообщал, что планирует «продолжать работу по обслуживанию ведущих государственных и частных компаний Венесуэлы, российских компаний, вовлеченных в российско-венесуэльское экономическое сотрудничество, а также совместных предприятий, созданных для реализации проектов с участием российских компаний». В качестве основной деятельности банка указано «обеспечение взаиморасчетов венесуэльских клиентов с их контрагентами, включая обслуживание поставок в рамках внешнеэкономической деятельности».
С 2014 года банк как финансовый институт, в котором контроль приходился на долю ВТБ и Газпромбанка (находятся под секторальными санкциями США), также находится под секторальными санкциями.