Роботы или инсайдеры? В чем причина роста акций малоизвестной компании на 8000%
31 января на встрече представителей Центробанка с российскими банками первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что регулятор будет бороться с «рисованием» активов, оцениваемых по рыночной стоимости. Он отметил, что в Банке России был создан ситуационный центр, который мониторит торги на всех биржах страны с точки зрения качества ценообразования и регулирования, а также противодейcтвия инсайдерской торговле.
Примерно в это же время на Московской бирже начали стремительно расти котировки акций малоизвестной «дочки» учрежденного РЖД пенсионного фонда «Благосостояние» — компании «Объединенные кредитные системы». За неполный месяц, с 30 января по 25 февраля, стоимость бумаги подскочила более чем на 8000% — с 680 рублей до 55 490 рублей. Капитализация компании на закрытии торгов 25 февраля достигла 1,3 трлн рублей (для сравнения: капитализация ВТБ — 469,7 млрд рублей, «Северстали» — 862,7 млрд рублей, «Сургутнефтегаз» — 943 млрд рублей).
Согласно последней отчетности по МСФО на середину 2018 года, НПФ «Благосостояние» владеет ОКС через пять управляющих компаний, которым были переданы в доверительное управление резервы фонда. Среди них УК «Тринфико» (14,6%), «КапиталЪ» (19,8%), «Лидер» (19,8%), «Трансфингрупп» (17,3%) и «ТКБ Инвестмент Партнерс» (19,8%). На прочих акционеров приходится 8,7%. Через компанию ОКС НПФ «Благосостояние» контролирует 41% Абсолют Банка.
Компания ОКС была выведена на биржу, поскольку в 2016 году акционеры планировали развивать на ее базе различные сервисы Абсолют Банка, рассказывает заместитель генерального директора НПФ «Благосостояние» Вадим Корсаков. Впоследствии изменение ситуации в банковском секторе в 2017-2018 годах вынудило владельцев пересмотреть свои планы.
Всего ОКС выпустила 23 719 000 акций, но на Московской бирже торгуются только 182 бумаги. Таким образом, доля акций компании в свободном обращении незначительна — порядка 0,0008%. Первоначально количество акций в обращении было больше, но потом крупные акционеры выкупили часть акций у миноритариев по справедливой цене, говорит Корсаков. «По нашей информации, сейчас акции, которые находятся в свободном обращении, в основном держат физлица», — добавляет он.
В понедельник, 25 февраля, на торговой площадке было зафиксировано 40 сделок с 51 акцией ОКС на 2,8 млн рублей, 22 февраля — 37 сделок с 40 бумагами на 1,6 млн рублей, 21 февраля — 36 сделок с 43 бумагами на 1,2 млн рублей, 20 февраля — 19 сделок с 21 бумагой на 0,5 млн рублей.
След робота
Маркет-мейкеров у бумаг ОКС не было, сказали Forbes в пресс-службе НПФ «Благосостояние». В фонде считают, что справедливая стоимость акций ОКС не превышает 1000 рублей за штуку — на его балансе она оценена примерно в 700 рублей, говорит заместитель генерального директора НПФ Вадим Корсаков. Он заверил, что фонд не будет переоценивать бумагу из-за движения ее биржевого значения.
В НПФ «Благосостояние» полагают, что рост цены произошел из-за торговых роботов, которые могут формировать торговую активность на любом ценовом уровне в неликвидных бумагах без каких-либо оснований. Как говорит собеседник, близкий к фонду, такое предположение возникло из-за того, что бумага ежедневно показывала рост на 39,9%.
Но участники рынка такую версию исключают. «Это странное заявление: торговые роботы сосредоточены на торговле «голубыми фишкам», к которым акции ОКС явно не относятся, — говорит руководитель инвестиционного департамент UFG Wealth Management Алексей Потапов. — Есть подозрение, что если это робот, то его алгоритм был написан специально для этой акции, и в этом просматривается чей-то умысел». С ним соглашается член правления ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрей Хохрин: «Никаких, конечно, торговых алгоритмов там нет и не может быть. Там сначала была нулевая ликвидность. Под такое стратегии не строятся».
Так же сомнительно, что участники рынка могли разогнать стоимость бумаги, чтобы потом сыграть на ее понижение, считает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Сергей Дроздов. По низколиквидным бумагам, к которым относятся акции ОКС, брокеры просто не позволяют открывать короткие позиции, поясняет он. «Но даже если предположить, что игроки рынка начали играть на понижение бумаги — в таком случае достаточно быстро сработали бы маржин-коллы, лишая бумагу дополнительного «топлива» для роста», — говорит Дроздов.
НПФ «Благосостояние» обратился в ЦБ и Московскую биржу по этому поводу, а также предложил приостановить торги этой бумагой, дальнейшее решение уже за биржей, говорит Корсаков. Однако у торговой площадки нет такой возможности. Как пояснили в пресс-службе Московской биржи, у площадки есть механизмы, призванные стабилизировать рынок в случае резких изменений цен акций.
«Для бумаг, не входящих в индекс Московской биржи (ОКС не входит в его расчетную базу. — Forbes), дневной лимит по изменению цены бумаги устанавливается регламентами биржи и составляет 40%, действует до конца торгового дня. Вся информация о торгах Московской биржи в соответствии с регламентами передается регулятору. Приостановка операций с отдельными бумагами возможна только в рамках специально оговоренных правилами оснований, например, при корпоративных действиях, в том числе реорганизации, дроблении бумаг и так далее», — сказали в пресс-службе биржи.
Собеседник Forbes из комитета по фондовому рынку Мосбиржи пояснил, что площадка обязана вмешаться в ход торгов лишь в том случае, если аномальные движения наблюдаются в ценах акций из первого и второго котировальных списков. Поскольку ОКС в них не входит, подозрительный рост ее котировок не является проблемой Московской биржи. Однако он не сомневается, что Центробанк, ознакомившись с результатами торгов, предпримет меры. «Нет сомнений, что в итоге будет проведено расследование о манипулировании рынком», — резюмирует он.
Возведение в абсолют
В мае 2018 года агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что Абсолют Банк выставлен на продажу. Согласно отчетности по РСБУ, по итогам 2017 года убыток банка превысил 4 млрд рублей, а в 2016 году достигал 10 млрд рублей. В конце ноября 2018 года акционеры банка приняли решение о его докапитализации на 6 млрд рублей. Этот процесс, по ожиданиям банка, должен завершиться весной 2019 года.
Проблемы с капиталом у Абсолют Банка возникли из-за санации Балтинвестбанка и внедрения нового стандарта отчетности — МСФО 9. Из-за новых правил кредитная организация лишилась в конце 2017 года 65% капитала, писали в своем исследовании аналитики рейтингового агентства Fitch.
Однако рост стоимости акций ОКС ничего не дает банку, говорит младший вице-президент агентства Moody's Светлана Павлова. «Если бы акции компании ОКС были на балансе банка, то рост их стоимости мог бы положительно сказаться на его прибыли и капитале, но поскольку компания, напротив, владелец банка, то динамика ее акций никак не отражается на его финансовых показателях», — объясняет она.
Банк в первую очередь все же характеризуют качество его активов, а также конкурентная политика в ключевых сегментах и перспективы банковского бизнеса в целом, добавляет директор «Эксперт РА» Владимир Тетерин.
Что касается финансового положения банка, то Moody’s считает текущий уровень его капитализации низким, из-за чего рейтинг Абсолют Банка находится на пересмотре в сторону понижения. Согласно последней отчетности по российским стандартам на 1 января, показатель достаточности капитала банка первого уровня (Н1.2) составлял 7,4% при минимуме с учетом надбавок 7,875% (без учета надбавок — 6%). При этом по консолидированной отчетности по МСФО за третий квартал у группы, включающей Балтинвестбанк, этот показатель и вовсе составлял всего 2,3% от активов.
«Банк был докапитализирован на 6 млрд рублей со стороны НПФ «Благосостояние» в третьем квартале 2018 года, в 2019 году он ожидает вливания капитала в размере еще 6 млрд рублей от акционеров, а также дополнительной поддержки из другого источника. Однако относительно этой поддержки сохраняется неопределенность, что оказывает давление на рейтинг банка», — говорит Светлана Павлова.
Что произошло
У опрошенных Forbes участников рынка есть несколько предположений о причинах аномального роста стоимости бумаг ОКС.
«Во-первых, собственник, мажоритарий, может быть по каким-то причинам быть заинтересован в повышении капитализации компании в целом как бизнеса. Вместе с тем это мог быть и небольшой миноритарный акционер — какой-то фонд, который преследует интерес повышенной доходности своих инвестиций для отчетности перед клиентами. Также это может быть обычная манипуляция котировками. Наконец, интерес к бумагам может быть связан с борьбой за контроль над этой компанией», — перечисляет аналитик «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин.
Аналитик одного из российских госбанков отмечает, что на российском фондовом рынке есть немало частных или даже не очень крупных институциональных игроков, которые зарабатывают на рискованных стратегиях с низколиквидными акциями. «Мизерный free-float акций ОКС позволяет значительно разгонять их цены, выставляя заявки на покупку даже небольшого количества бумаг по завышенной цене», — объясняет он.
Банк России постоянно отслеживает ход биржевых торгов: при резком изменении котировок акций или объемов торгов регулятор анализирует ситуацию, чтобы выяснить наличие признаков манипулирования и инсайдерской торговли, сообщили в пресс-службе ЦБ в ответ на запрос Forbes.
«Центробанк выявляет аномальность изменения котировок даже в точечных сделках. В данном случае аномальное изменение цен заметно всем участникам на рынке, которые принимают самостоятельные инвестиционные решения. Мы намерены установить факторы, повлиявшие на ценообразование актива, в целях обеспечения справедливости рыночной цены», — уточнили в ЦБ.
Ситуация с ОКС вызывает вопросы к бирже и регулятору — почему контролирующий орган и торговая площадка наблюдали в течение месяца рост котировок и ничего не могли с этим сделать, говорит руководитель инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов. «Случаи, когда малоизвестная компания попадает в поле зрения из-за того, что она достигает триллиона рублей по капитализации, довольно редки. На биржах есть специальные алгоритмы, которые позволяют выявлять манипуляции куда меньших масштабов, почему этот случай был пропущен — большой вопрос», — заключает финансист.