Правительство России опубликовало довольно подробный план реализации майского указа президента Владимира Путина — по сути, это перечень мероприятий в рамках 13 крупных национальных проектов на общую сумму 25,7 трлн рублей до 2024 года. То есть речь идет примерно о 5,1 трлн рублей в год, или около 67 000 рублей в год на каждого из 76 млн (по данным Росстата) работающих россиян, а это около двух средних месячных зарплат.
Деньги, согласитесь, немалые. Поэтому возникает логичный вопрос: а могут ли обычные граждане как-то заработать на реализации этих грандиозных планов. Речь о том, чтобы заработать непосредственно, а не получить предполагаемые общие блага в виде улучшения качества окружающей среды, уровня образования, здравоохранения и прочего.
На первый взгляд, это практически нереально. Да, предусмотрены масштабные инфраструктурные проекты, но, увы, в России нет эффективных механизмов участия в них частных инвесторов. И судя по тому, например, как долго идет дискуссия о необходимости выпуска тех же инфраструктурных облигаций для частных инвесторов, такие механизмы в ближайшее время не появятся. Есть ощущение, что российские власти в этом просто не особенно заинтересованы, предпочитая не создавать инфраструктуру рынка, а строить модель «роста сверху»: инвестировать бюджетные средства либо точечно работать с крупнейшими инвесторами, которых в народе называют не совсем корректным термином «олигархи».
Между тем прямой путь вложений не значит единственный. Подобные масштабные программы хороши тем, что имеют свойство по большей части реализовываться, пусть и за счет мощного финансового и административного ресурса государства. А значит, частный инвестор имеет все шансы заработать за счет косвенных эффектов от их реализации. Важно только научиться анализировать планы властей и их последствия.
Разумеется, я не собираюсь сейчас разбирать с этой точки зрения все презентованные национальные проекты — это тема слишком объемного материала, если не докторской диссертации. Но приведу пару простых примеров.
Возьмем, скажем, раздел «Жилье и городская среда». Пункт №1— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет повышения доступности ипотеки. Предполагается, что средний уровень ставки по ипотечному кредиту упадет с 10,6% годовых в 2018 году до 7,9% годовых к 2024 году. При этом бюджет соответствующего подраздела нацпроекта нулевой, то есть никаких дотаций или субсидирования процентных ставок не будет, они должны прийти к такому значению рыночным путем. Очевидно, что это может произойти только в случае серьезного падения ставок по всем рыночным финансовым инструментам.
Смогут этого добиться монетарные власти? Гарантий в 100%, конечно, никто не даст, но в принципе это вполне возможно — было бы желание. В 2016-2018 годах Центробанк уже продемонстрировал, что в условиях фактической заморозки зарплат и социальных расходов бюджета он способен весьма эффективно бороться с инфляцией и инициировать продолжительные циклы снижения ставок в экономике. Как говорится, можно повторить.
В таких условиях совершенно очевидна и стратегия инвестора: нужно покупать рублевые облигации длительных сроков обращения. Это может быть как долгосрочная стратегия — с идеей зафиксировать высокую доходность вложений, пока ставки еще не пошли вниз, так и среднесрочная — с идеей продать бумаги, когда ставки упадут и облигации, соответственно, подорожают.
Еще один интересный национальный проект — «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его пятилетний бюджет составляет 4,78 трлн рублей, из которых 4,44 трлн планируется потратить непосредственно на строительство и улучшение дорог, в первую очередь региональных (крупные федеральные магистрали, судя по всему, проходят по другому нацпроекту).
Но развитие дорожной сети — это практически всегда подорожание недвижимости в соответствующих районах как за счет улучшения транспортной доступности, так и за счет повышения бизнес-активности в целом. Я, если честно, не совсем разделяю маниакальную страсть россиян к инвестициям в жилую недвижимость и земельные участки, но если уж вкладываться, то в объекты в подобных перспективных районах. Их перечень, правда, в презентации правительства не детализирован, так что инвесторам придется отслеживать появление и принятие соответствующих документов на региональном уровне.
Аналогичная ситуация и c нацпроектом по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, на реализацию которого планируется направить 6,35 трлн рублей. Это не только автомагистрали, но и железнодорожное сообщение, инфраструктура водного транспорта, региональная авиация. Название самой крупной (1,71 трлн рублей) статьи расходов говорит само за себя — «Коммуникации между центрами экономического роста». Мировая практика показывает, что улучшение коммуникаций между крупными агломерациями приводит к резкому ускорению их развития со всеми вытекающими последствиями, включая рост цен на недвижимость.
Не нравится недвижимость и предпочитаете что-то более ликвидное? Нет проблем: бенефициарами экономического роста являются не только собственники жилья. Можно, например, обратить внимание на акции региональных электроэнергетических компаний. Активизация местного бизнеса для них автоматически означает рост выручки и улучшение иных финансовых показателей.
Главное, что следует понимать: можно (и нужно) критически подходить к экономическим инициативам и планам властей, обсуждать их, одобрять их или не одобрять — это всегда на пользу обществу. Но нельзя при этом забывать, что, вне зависимости от того, нравится вам или не нравится какая-либо экономическая программа, она, как правило дает лично вам шанс заработать как частному инвестору. Надо лишь начать внимательно следить за событиями и анализировать последствия принимаемых властями решений.