Инфляционные ожидания бизнеса на ближайшие три месяца выросли в январе на 2,2 процентных пункта, до 18,9%, достигнув максимума с марта 2015 года. Об этом сообщает Центробанк в бюллетени «Инфляционные ожидания и потребительские настроения».
В бизнесе сильнее всего выросли инфляционные ожидания среди представителей оптовой и розничной торговли. Среди предприятий обрабатывающего производства рост ожиданий показали «предприятия, производящие продукцию для конечного потребления». Так, больше остальных опасаются роста цен производители компьютеров, транспортных средств, продуктов, текстиля и одежды, говорится в обзоре.
Страшилки для взрослых
Инфляционные опасения россиян в январе также выросли, но более умеренно — на 0,2 процентных пункта, до 10,4%. Однако впервые с января 2015 года ожидаемая инфляция превысила наблюдаемую (которая составила в январе 10,1%, см. график).
Ослабление рубля, рост санкционного давления и рост цен на топливо начали подогревать инфляционные ожидания граждан весной прошлого года. Всего с апреля 2018 года инфляционные ожидания граждан выросли на 30%. В январе основными причинами опасений стали повышение НДС и рост фактической инфляции. «Инфляционные ожидания населения являются чувствительными к росту цен на регулярно приобретаемые товары, которые составляют значительную долю в бюджете (например, продукты питания и бензин)», — говорится в обзоре.
В целом, январь показал позитивную динамику как по темпам роста инфляции, так и по росту инфляционных ожиданий, считает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «В июне рост ожиданий составил почти 1процентный пункт , а сейчас – всего 0,2 процентного пункта . ЦБ вряд ли мог прогнозировать такую умеренную реакцию. Это сильный аргумент за сохранение ключевой ставки ЦБ на ближайшем заседании», — считает Мурашов.
По предварительным данным Росстата, темпы роста инфляции в январе составили 1,01%, то есть около 5% в годовом выражении. Это значительно ниже, чем первоначально опасался Центробанк.
Однако то, что ожидаемая инфляция превысила в январе наблюдаемую — это плохой знак, считает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. «Если люди ждут инфляцию выше, чем та, которую они видят, это говорит о сломе тренда, качественном изменении роста инфляционных ожиданий», — поясняет он.
У страха глаза велики
Удар от повышения НДС пока на себя взяли продавцы, поэтому их инфляционные ожидания и растут сильнее, объясняет Мурашов. Страхи бизнеса, тем не менее, вряд ли перенесутся в рост цен, считает экономист. «НДС, очевидно, головная боль именно для бизнеса. Но пока бизнес вынужден сдерживать цены, иначе у них упадет выручка», — объясняет он. То есть, по мнению аналитика, вероятнее всего, рост НДС выразится не в росте цен, а в падении качества продуктов и услуг и в скрытой инфляции.
Пока нельзя сказать, как ожидания бизнеса скажутся на фактической инфляции, считает Кирилл Тремасов. «Теоретически, конечно, возможно, что опасения бизнеса перельются в реальное повышение цен. Хотя я не возьмусь однозначно утверждать, что это сигнал к росту цен», — заключает он.