Налоговый шторм. Британские Виргинские острова перестали быть убежищем для компаний-пустышек
Британские Виргинские острова (БВО), любимые во всем мире за нулевое налогообложение юрлиц, по согласованию с Евросоюзом ввели в действие закон «Об экономическом присутствии», который вступил в силу с 1 января 2019 года. Автор закона — королевский адвокат Майкл Фернес, который написал документ всего за месяц, получив за это гонорар $300 000.
Такая спешка вполне оправданна: 31 декабря 2018 года закончился срок, предоставленный юрисдикциям, попавшим в список не сотрудничающих с Европейским Союзом, а это практически все популярные среди россиян офшоры. К слову, США так и не гармонизировали свое налоговое законодательство с требованиями ЕС.
В 2017 году высокая экспертная группа по соблюдению Кодекса по налогообложению предпринимательской деятельности провела анализ требований 92 юрисдикций, по результатам которого и были выявлены страны, которые больше всех злоупотребляют своим исключительным положением в сфере налоговых и корпоративных преференций.
Что меняется
Новый закон распространяется на юридические лица, которые зарегистрированы на Британских Виргинских островах, претендуют на местное резидентство и относятся к одному из следующих видов предпринимательской деятельности: банковское дело, страхование, управление фондами, финансы и лизинг, деятельность штаб-квартиры, деятельность в сфере грузоперевозок, холдинговая деятельность, управление интеллектуальной собственностью, деятельность по дистрибуции и оказанию услуг.
В зависимости от природы и уровня ведения бизнеса, который обеспечивает основной доход таким зарегистрированным на БВО компаниям, юридическое лицо обязано продемонстрировать свое экономическое присутствие в этой юрисдикции. Для этого оно должно соответствовать ряду критериев.
Во-первых, руководство и управление соответствующим видом деятельности должно вестись с территории БВО. Во-вторых, деятельность юридического лица должна обеспечиваться адекватным числом квалифицированных сотрудников, физически присутствующих на островах. В-третьих, юридическое лицо должно нести адекватные расходы на основную деятельность. В-четвертых, обязательно наличие подходящего офиса или помещения. В случае управления интеллектуальной собственностью необходимое оборудование должно находиться на БВО.
В этой связи существующие юридические лица обязаны к 30 июня 2019 года выполнить свои обязательства в части экономического присутствия, а к 30 июня 2020 года — отчитаться в соответствии с законом «О системе обеспечения поиска бенефициарных владельцев» 2017 года. Регистрация новых компаний на БВО без соблюдения критериев экономического присутствия с 1 января 2019 года не допускается.
В случае неисполнения требований закона к виновным могут применить как административную, так и уголовную ответственность, а соответствующие юридические лица будут ликвидированы.
Кто следующий
По согласованию с Евросоюзом требования к экономическому присутствию введены на всех зависимых территориях Великобритании (Бермудские острова, Каймановы острова, остров Мэн) и ее коронных владениях (острова Джерси, Гернси). Известно также, что в стороне не останутся и другие известные офшоры, такие как Багамы, Белиз, Гонконг, Сейшелы и так далее.
Безусловно, новые требования законодательства бывших офшорных юрисдикций еще будут оцениваться на предмет креативности налоговыми экспертами Европейского Союза, поскольку именно они решат, достаточно ли «налогового шторма» на островах «сокровищ» или это только начало.