Пристегните ремни. Как инвестировать во время турбулентности на фондовых рынках
Среди кризисов, которые Россия пережила за последние годы, хочется выделить три: кризис 1998-го, зародившийся в Азии, к которому страна была совершенно не готова и прошла его очень болезненно; кризис 2008-го, пришедший из США и навсегда изменивший инвестиционную среду, и, наконец, кризис 2014-го. У всех этих событий есть общие черты, но есть и фундаментальные отличия.
Например, ключевой особенностью кризиса 2014 года можно назвать его рукотворный характер. И дело не в санкциях, которые, конечно, сыграли негативную роль, но все же не стали главной причиной случившегося. Подсев на нефтяную иглу, и власть, и население расслабились. Однако выяснилось, что долго сидеть сложа руки нельзя, и всем стало очень некомфортно, когда стоимость нефти упала до $30 за баррель.
Россия не была готова к такому шоку, особенно на фоне многочисленных предсказаний высоких цен на нефть, хотя их нельзя спрогнозировать в принципе. Обидно, ведь получается, что страна сама создала себе все проблемы.
Так или иначе, кризис — это необходимый этап экономического развития. Время от времени он нужен, чтобы оздоровить рынок, очистить его от неэффективных игроков. Поэтому одно можно сказать уверенно: кризисы еще будут, но вот когда — неизвестно. Да и то, что одним кризис, другим — праздник. Скажем, девальвация юаня — это большая проблема для США, а для Китая — вовсе нет.
Предвестники бурь
Недавно прозвучали первые легкие звоночки, говорящие о возможной смене экономической динамики в США. Одним из таких прогнозных показателей является инверсия процентных ставок: доходности по длинным, десятилетним облигациям становятся ниже, чем по коротким, двухлетним.
В нормальной, устойчивой ситуации должно быть наоборот. Это ранний индикатор того, что скорее всего американская экономика в ближайшие 12-24 месяца прервет десятилетнее развитие и пойдет к следующей фазе цикла — к сжатию.
Начало рецессии в США повлияет на все рынки. Снизится темп повышения процентной ставки ФРС, что отразится на ставках в других странах мира, в том числе в России. Может быть, прервется укрепление доллара, и он в какой-то момент от стабилизации перейдет к ослаблению.
Но до этого у нас есть еще 24 месяца. А что делать частному инвестору сейчас?
Правила выживания
Во-первых, необходимо отказаться от иллюзий, что можно пойти на рынок акций, купить бумагу, съездить в отпуск, вернуться и получить прибыль. Так не бывает. Инвестиционная деятельность требует полного внимания и посвящения максимум времени анализу фондового рынка. Если вы на это не готовы, гораздо разумнее разместить деньги в банке и жить на пассивный доход от депозита.
Дилетантам не место на фондовом рынке. Они почти наверняка проиграют. Если очень хочется инвестировать, то лучше ориентироваться на низковолатильные инструменты — например, облигации с короткими сроками от крупных надежных эмитентов.
Во-вторых, нужно отринуть мысль, что есть некие «удачные моменты» или даже дни для покупки бумаг. Рынок, в том числе российский, — это не лотерея, а эффективный механизм, и вся доступная широкой публике информация уже учтена в цене активов. Предсказать значительный рост или падение бумаги практически невозможно.
Вопреки устоявшемуся убеждению, инсайты не влияют на цены, особенно когда мы говорим об основных российских эмитентах, «голубых фишках». И те, кто думает иначе, обычно проигрывают.
В-третьих, надо уметь расставаться с плохими активами. Историческая цена, по которой вы приобрели бумагу, имеет только эмоциональное значение. Если стоимость актива упала, не нужно дожидаться, когда она вернется на уровень покупки, потому что цена определяется будущим денежным потоком эмитента, а не тем, правильно или неправильно вы совершили сделку в прошлом.
Надо думать о том, что случится или не случится с компанией в будущем, и безжалостно расставаться с теми активами, чьи перспективы роста неочевидны. Конечно, иногда приходится продавать по цене ниже, чем при покупке. Да, это убыток, но альтернатива — еще больший убыток.
С риском по жизни
Сегодня многие говорят, что при ставках по депозитам в долларах на уровне 3,5% в госбанках у клиентов снижается аппетит к риску. Однако безрисковой ставки не бывает в принципе.
С одной стороны, для большинства россиян размещать деньги на депозитах — правильная стратегия. Но если речь идет о состоятельных гражданах и о долгосрочных стратегиях на десятки лет или на поколение, то без инвестиционных механизмов не обойтись, а это фондовый рынок, private equity и другие длинные инструменты.
Важно понимать, что по отношению к рыночному риску не существует среднего инвестора со средним инвестиционным горизонтом, средним кошельком и крепкими нервами. Все индивидуально: кто-то размышляет о следующей зарплате, а кто-то — о будущей пенсии или сохранении капитала для потомков. Это совершенно разные инвестиционные стратегии и разные задачи.
Именно поэтому профессионалы с самого начала подробно проговаривают с клиентом эти вопросы, чтобы понять профиль инвестора и его аппетит к риску. И только затем можно говорить о каких-то рекомендациях.
Важно, чтобы портфель инвестора был сбалансированным по самым разным параметрам. Разумеется, рынки связаны, и панацеи от системного кризиса не существует, так что если случится еще один — мало никому не покажется. Однако уменьшить потери от турбулентности вполне реально благодаря диверсификации: страновой, по классам и срочности инвестирования, цикличным и антицикличным стратегиям.
Выводы для инвестора
Первый вывод парадоксален только на первый взгляд: лучшие инвестиции — инвестиции в себя. Купите абонемент в фитнес-клуб, вложитесь в семью. Это не шутка, это действительно важно.
Второй вывод: есть только один способ защитить себя и свои инвестиции от турбулентных явлений — диверсификация. Портфель должен содержать слабо или вовсе не коррелирующие друг с другом инвестпродукты максимально широкого круга.
От глобального, системного кризиса защититься невозможно — не помогут ни инвестиции ни в золото, ни в недвижимость. В периоды турбулентности нужно быть готовым к потерям и зазубрить как «Отче наш»: безрисковых инвестиций не существует.