К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Семь итогов 2018 года для банков и их клиентов

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Сделки по слиянию и поглощению, прорывные технологии, ужесточение регулирования — все это изменило российский банковский сектор в 2018 году. Как эти перемены скажутся на клиентах?

2018 год по градусу накала эмоций немного уступает своему предшественнику: только вспомните, как драматично в конце 2017 года крупнейшие частные банки уходили на санацию в Фонд консолидации банковского сектора. Последние 12 месяцев запомнятся не столько потрясениями на финансовых рынках, сколько мощным рывком в технологическом развитии банковской отрасли.

Хотя, надо отметить, санация крупных игроков и усиление консолидации сектора продолжают негативно влиять на общий финансовый результат. Да и активно растущее розничное кредитование, которое стало основным драйвером для банковского бизнеса в 2018 году, по оценкам аналитиков, может заметно сбавить обороты в условиях нестабильной экономической ситуации и снижения покупательской способности населения.

Финансовый супермаркет от ЦБ

Темой номер один в 2018 году стало создание маркетплейса ЦБ, где можно будет открыть вклад, вложиться в ценные бумаги и купить страховой полис. По замыслу регулятора, маркетплейс — это система, которая объединит в себе платформы для проведения сделок, витрины с финансовыми продуктами, ботов-консультантов и конечных потребителей — физических лиц.

 

Маркетплейс будет работать на базе удаленной идентификации в режиме онлайн. За счет снятия географических рамок ЦБ планирует повысить доступность финансовых продуктов и конкуренцию между их поставщиками.

Пилотная версия маркетплейса уже заработала, на ней состоялись первые сделки. В полную силу финасовый супермкаркет начнет работать в первые месяцы 2019 года.

 

Весь 2018 год участники рынка обсуждали маркетплейс и его конструкцию: кто-то присоединился к проекту на старте, кто-то изъявил готовность сотрудничать, а кто-то решил остаться в стороне. Но идея финансового супермаркета никого не оставила равнодушным.

Когда проект заработает в полную силу, ландшафт банковского рынка сильно изменится. Потребителям, безусловно, будет удобно, а вот банкам, страховым, инвестиционным компаниям придется побороться за своих клиентов и существенно перестроить бизнес-процессы.

Биометрия, или «обслуживание по лицу»

Чтобы купить что-либо на маркетплейсе, россиянам нужно будет сдать биометрические параметры в одном из уполномоченных банков. Биометрические данные (изображения лица и голосовые слепки) попадут в Единую банковскую систему (ЕБС), которая заработала с 1 июля 2018 года.

 

Биометрия может использоваться как для идентификации клиента при оформлении онлайн-услуг, так и для работы коллекторов с просроченными долгами. По подсчетам ЦБ, к началу следующего года сдать биометрические параметры можно будет примерно в 4 000 отделений банков.

При этом пока россияне не очень-то спешат сдавать свои данные — по состоянию на октябрь 2018 года это сделали порядка 3000 человек. Основная причина заключается в том, что люди не понимают практических преимуществ биометрии. Можно предположить, что это лишь вопрос времени, так как биометрия — очень удобный способ взаимодействия с финансовыми организациями.

Процедура первичной идентификации в уполномоченном банке выглядит следующим образом: банк в присутствии физического лица проверит его паспорт и СНИЛС, зарегистрирует обратившегося в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также снимет необходимые биометрические данные — изображение лица и запись голоса.

Далее для дистанционного открытия счета (вклада), получения кредита или осуществления перевода в любом банке клиент авторизуется в ЕСИА и подтверждает свою личность с помощью смартфона (камеры и микрофона). По всей видимости, в 2019 году банкам предстоит масштабная работа по повышению информированности населения о плюсах биометрии.

Сбербанк ее уже начал, запустив рекламную кампанию со слоганом «Скоро появится обслуживание по лицу». По оценкам J’son & Partners Consulting, сегмент банковской биометрии в 2018-2022 годах продемонстрирует самые высокие темпы роста (54%) по сравнению с другими отраслевыми сегментами.

 

Разделение банков по лицензиям

2018 год стал переходным периодом в разделении российских банков на базовые и универсальные. Изначально это нововведение воспринималось тревожно, особенно когда не были понятны «правила игры», критики говорили о возможном региональном разделении банков. Но эти опасения не подтвердились.

Разделение банков на базовые и универсальные призвано стимулировать банковский сектор к более активному кредитованию потребителей и малого бизнеса. Для базовых банков предусмотрены упрощенное регулирование, уменьшенное число нормативов (5 вместо 9) и, главное, минимальный капитал в размере 300 млн рублей, а также более лояльные требования по резервам.

Такие банки смогут работать с населением и малыми предприятиями, отказавшись от рискованных направлений бизнеса, тогда как универсальные банки продолжат работать, как и прежде. В то же время универсальным банкам придется «подтянуть» капитал до планки в 1 млрд рублей. Никаких льгот по резервам для них не предусмотрено.

Уже 74 банка получили базовую лицензию (более 45% от числа кредитных организаций с капиталом менее 1 млрд рублей). По оценке главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, на базовую лицензию могут претендовать 192 банка. Вероятно, в 2019 году мы cможем увидеть масштабный переход банков в категорию базовых.

 

Оживление кредитования

Статистика по банковскому сектору в 2018 году оказалась довольно позитивной. По данным ЦБ, прирост кредитования экономики за январь-октябрь 2018 года (+9,6%) более чем вдвое превысил показатель января-октября 2017 года (+4,7%).

Кредиты нефинансовым организациям увеличились на 5,9%. Отмечается положительная динамика кредитования основных отраслей экономики: транспорта (+34%), строительства (+11,2%), торговли (+10,5%), сельского хозяйства (+9,4%) и других.

Высокими темпами растет розничное кредитование — плюс 18,7% против 9,8% за январь-октябрь 2017 года при улучшении качества портфеля. Просрочка по корпоративному кредитованию составляет 6,7%, по рознице — 5,6%. За 10 месяцев 2018 года прибыль банковского сектора составила 1183 млрд рублей, превысив результат аналогичного периода прошлого года в 1,7 раза.

Впрочем, если бы не показатели банков на оздоровлении, то прибыль сектора составила бы 1,5 трлн рублей. Да и если рассматривать финансовые результаты через призму экономических изменений в стране — они не покажутся столь позитивными. Так, банки сфокусировались на рознице в условиях снижения маржи и стагнации корпоративного кредитования.

 

Однако из-за ослабления курса рубля, роста цен на топливо, снижения покупательской способности и других негативных экономических факторов розничное кредитование может иссякнуть как драйвер банковского рынка еще до 2020 года.

Появление стандартов продаж 

Одним из способов заработать деньги для банков в последние годы были кросс-продажи полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Из-за активной, а порой даже агрессивной работы с клиентами — некоторые банки продавали полисы как вклады — возникла проблема мисселинга.

Мисселинг — это некорректная продажа продукта, то есть не тем клиентам, которые в нем нуждаются, или с неполным или неправильным объяснением условий. В Центробанке отметили, что растет число жалоб по ИСЖ, в том числе связанных с неполучением потребителями ожидаемого дохода по окончании срока действия договора.

О том, как решить проблему, говорили весь 2017 год. В результате в 2018 году ЦБ разработал стандарты по страхованию жизни, опубликовав проект указания «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика (ИСЖ)».

 

Документ предусматривает единые процедуры продажи полисов, и это должно повысить прозрачность рынка и продукта для клиентов. Например, в стандартах указано, что информация потребителям предоставляется в памятке, а именно: название, место нахождения, адрес сайта и телефоны страховщика, указание на то, что договор не является соглашением с кредитной организацией (90% договоров ИСЖ продается через банки), не является также договором вклада.

Кроме того, продавцы будут обязаны указывать, что инвестированные в ИСЖ средства не застрахованы АСВ, а доход по инвестициям не гарантирован.

Консолидация банков

В 2018 году продолжился отзыв банковских лицензий. Правда, это коснулось, прежде всего, небольших по величине банков.

Консолидация банковского сектора продолжается в основом за счет сделок cлияния и поглощения. Среди них, например, сделка между Совкомбанком и Росевробанком; Связь-Банком и «Глобэкс»; банком «ЗЕНИТ» и крудитными организациями «ЗЕНИТ Сочи», АБ «Девон-Кредит», Спиритбанк, Липецккомбанк.

 

По оценкам «Эксперт РА», в результате концентрация активов в банках из топ-20 к началу 2020 года вырастет до 82–83% с 80% на 1 июля 2018 года.

Внедрение искусственного интеллекта и Big Data

Тревожные тенденции в 2018 году стимулировали банки не только к поиску альтернативных источников доходов, но и к повышению эффективности — например, через технологии.

В российском банковском секторе формируется группа технологических банков, активно использующих возможности искусственного интеллекта и машинного обучения: Тинькофф-банк, Сбербанк, МКБ, «Ренессанс Кредит».

Сфера применения этих технологий — оценка кредитного риска, борьба с мошенничеством, формирование персонализированных продуктов, организация колл-центров и алгоритмическая торговля.

 

В дальнейшем проникновение технологий в банковский сектор будет только усиливаться, ведь от умения применять аналитику на больших данных зависит в конечном счете успех банка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+