Инвестиции Фонда национального благосостояния показали нулевую эффективность
В первом полугодии 2018 года в федеральный бюджет поступило лишь 27,8 млрд рублей от управления средствами ФНБ, что составляет 45% от планового показателя на год, говорится в отчете Счетной палаты, поступившем в редакцию Forbes. Также ведомство обратило внимание, что у ФНБ нет единых правил мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов.
27,8 млрд рублей за полугодие в годовом выражении — это показатель, близкий к нулю, констатирует макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
«Объем ФНБ составляет 6,6 трлн рублей, из которых 5 трлн рублей находятся в ликвидной форме — на счетах Федерального казначейства в ЦБ, а 1,6 трлн рублей составляют инвестиционную часть, — поясняет экономист. — Порядка 600 млрд рублей находятся на депозитах в ВЭБ, а около 1 трлн рублей — инвестированы в невозвратные проекты, например, олимпийская стройка Сочи».
Мировая практика показывает, что фондами национального благосостояния можно управлять эффективно — яркий пример тому Суверенный фонд Норвегии, который, в частности, активно инвестировал в российские ОФЗ, добавляет Мурашов.
Как уточняет директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов, смотреть на динамику инвестиционного фонда за полгода не очень корректно, потому что какие-то доходы поступают в него раз в год — например, дивиденды от привилегированных акций по итогам года.
По словам управляющего директора по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антона Табаха, перед неликвидной частью ФНБ вообще нет задачи получать большой доход от управления, и положительный показатель уже можно назвать хорошим результатом. Эта часть фонда направляется на поддержку банковского сектора и антикризисные меры. Ее доходность может повыситься, если завершится кризис или, например, Украина заплатит по дефолтным облигациям, говорит Табах
В сентябре Апелляционный суд Великобритании дал Украине возможность не платить России по евробондам $3 млрд. В ноябре Россия подала апелляцию на это решение. Этот спор длится с 2015 года, когда Украина отказалась возвращать России $3,075 млрд по еврооблигациям, выпущенным в конце 2013 года в пользу Фонда национального благосостояния России.
Замечания Счетной палаты по поводу отсутствию контроля за инвестициями ФНБ в инфраструктурные проекты во многом применимы к Фонду развития, который будет финансировать эти проекты с 2019 года, согласно майским указам, отмечает Мурашов. «Алексей Кудрин ранее уже говорил, что регламента работы этого фонда нет, и в этом проблема, так как средства будут расходоваться немалые», — заключил аналитик.