Советом Федерации 23 ноября был принят бюджет на 2019 год (и планово — на 2020-2021 годы). Сам по себе документ довольно обширный, но есть прекрасная «выжимка» из него на пять страниц под названием «Бюджет для граждан», доступная на сайте Минфина.
Основная часть бюджета (без национальных проектов) не содержит каких-либо сюрпризов: в ней нет сенсационных статей расходов, макропараметры можно обсуждать, и они не выглядят слишком далекими от рыночных, общий план — профицит.
Тем не менее в бюджете есть несколько интересных моментов, требующих дополнительного обсуждения, особенно с учетом ситуации 2017-2018 годов.
Бюджетное правило
Первый вопрос, будет ли изменено бюджетное правило? Ведь Минфин за первые десять месяцев 2018 года купил валюты больше, чем получил нефтегазового профицита. Предпосылок к каким-либо изменениям в этой сфере принятый проект бюджета не дает.
Отсюда загадка: если Минфин продолжит сберегать валюту, а Банк России выйдет за ней на открытый рынок, то что же будет с курсом рубля? Судя по динамике рынка нефти, этот макропараметр в 2019-2021 годах может немного разойтись с моделью Минфина, и тогда волатильность рубля окажется больше, чем нужно ЦБ для возвращения регулярных покупок валюты. Значит, Центробанк может не выйти на открытый рынок, и рубль в следующие три года будет относительно крепким. Однако с точки зрения роста экономики это не очень хорошо.
НДС, налоги на самозанятых и другие сборы
Рост НДС, дополнительных сборов и налогов, а также перенос неналоговых сборов в Налоговый кодекс, очевидно, влияют на располагаемые реальные доходы населения, которые в текущем 2018 году не сказать, чтобы бодро росли: за первые 10 месяцев 2018 года они увеличились всего на 1,6%. Да, это примерно соответствует росту ВВП, но достаточно ли такой динамики для реализации национальных проектов (один из них — снижение бедности)? Так что вопрос про влияние налогов на достижение целей из «майского указа» Путина остается открытым.
Характеристики бюджета
Интересными оказались и прогнозы по росту сборов. С 2018 по 2019 год он составит порядка 17% в номинальном выражении. Учитывая ожидаемую инфляцию около 4,3%, рост экономики порядка 1,3% и снижение нефтяных цен, мы понимаем, что сборы будут расти опережающими темпами.
Такая динамика настораживает. Несмотря на то что улучшение сборов вызвано более качественным администрированием налогов, это одновременно означает сокращение располагаемых средств на руках у граждан и бизнеса.
Хочется отметить, что «блокировки переводов» на небольшие суммы между счетами россиян нет — на деле это борьба с отмыванием средств и мошенничеством.
Национальные проекты
О нацпроектах уже успели поспорить глава Счетной палаты Алексей Кудрин и министр экономики Максим Орешкин. Планируемые затраты на эти цели выглядят примерно так, как и предполагалось к моменту подписания нового «майского указа». Доля национальных проектов в бюджете будет постепенно расти — с 9,3% до 10,2% от всех расходов.
Одним из важнейших направлений является демография. Улучшение статистики по сердечно-сосудистым заболеваниям, борьба с алкоголизмом и курением могли бы помочь без столь масштабных расходов добиться успехов в реализации демографического нацпроекта. Однако эти меры зашиты в «здравоохранение», а в «демографию» — продолжительность жизни, занятия спортом, увеличение рождаемости. В целом кажется, что расходы, предусмотренные на реализацию демографического нацроекта, в итоге будут направлены на здравоохранение.
Настораживает и не столь значительное увеличение расходов на образование и науку. Конечно, для переобучения граждан в новой цифровой экономике придется разработать отдельную систему мер, но затраты на эту историю могут оказаться не очень большими. А вот наука в новом мире играет важнейшую роль, поскольку он нуждается в ноу-хау и технологических инновациях, так что ее имеет смысл поддерживать шире.
Что из этого
Бюджет на 2019-2021 годы задумывался как «бюджет развития». Средства, которые выделены на достижение стратегических целей, пока невелики. Казалось бы, 10% от всех федеральных расходов — это довольно много, но есть нюансы в использовании предусмотренных по соответствующим статьям денег.
По отношению к ВВП, размер которого составляет примерно 100 трлн рублей, предлагаемые 1,5 трлн в год — это 1,5%. Наверняка эти траты помогут росту экономики, но удастся ли ему вернуться в зону 3-4% ежегодно, чтобы соответствовать общемировому уровню, совершенно неясно.
Цены на нефть не приносят радости в последние недели, угроза санкций не исчезает, поэтому России нужно искать себя в чем-то новом, будь это рост производительности труда во всех секторах экономики или резкое увеличение инвестиций. Национальные проекты дают только шанс за счет развития инфраструктуры и возможного увеличения здоровья/человеческого капитала, но работы предстоит очень много.