В августе 2018 года Apple стала первой публичной компанией с капитализацией в $1 трлн. Ее ближайшему конкуренту, онлайн-гипермаркету Amazon в то время оставался всего 1% до этой отметки, но после выхода отчета за третий квартал разрыв только увеличился. Остальные гиганты высокотехнологичного сектора — Microsoft, Alphabet (владелец Google), Facebook и Alibaba — находятся еще дальше от заветного уровня. У каждой из этих компаний свой путь к вершине капитализации. Как IT-корпорации тянутся к своему триллиону?
Золотое «яблоко»
Сейчас капитализация Apple опустилась ниже $1 трлн, но это временно. Скорее всего в ближайшее время котировки бумаг вернутся в диапазон $115–120 за акцию. Чем подкрепляется эта уверенность? Главным драйвером для роста котировок выступают сегменты бизнеса компании и ее продукты. У Apple их три — iPhone, сервисы для гаджетов и Apple Watch. Рынок iPhone находится на пике своего экономического цикла. Последние несколько лет продажи новых смартфонов падали, но компания смогла сгладить негативные эффекты для выручки за счет повышения цен на свои мобильные устройства.
Сервисы Apple — это новое направление, которое позволяет компании зарабатывать на уже проданных гаджетах. В их число входят iCloud, Apple Music, Apple Pay, AppStore и другие. Чем больше клиенты пользуются техникой от Apple, тем больше информации они накапливают. Соответственно, облачная система iCloud постепенно заполняется, и пользователям приходится покупать ежемесячную подписку для ее расширения.
Музыкальная платформа Apple Music стала серьезным конкурентом для Spotify и скоро обгонит ее по количеству платных пользователей. Исходя из капитализации Spotify, Apple Music сейчас можно оценить примерно в $35 млрд.
Apple Pay — один из сильнейших драйверов роста доходов компании в условиях перехода к безналичной экономике, когда все больше транзакций будет проводиться через смартфоны. По нашим оценкам, оплата через терминалы приносит Apple порядка 0,03–0,05% от каждой операции, а покупки через интернет обеспечивают доход в 0,15%. В основном благодаря этому сегменту сервисы не только будут главным источником выручки компании к 2025 году, но и увеличат ее маржинальность до 25–30%.
«Умные» часы Apple Watch обеспечивают выход корпорации на рынок медицинских устройств. Последняя модель гаджетов способна делать ЭКГ. В дальнейшем диагностических функций у этого устройство будет все больше.
Вероятно, с помощью Apple Watch можно будет проводить анализ крови на содержание сахара и другие исследования физиологических жидкостей, которые смогут обнаружить первые признаки диабета, онкологических заболеваний, почечной недостаточности и т. д. В будущем доля этого направления в общей выручке Apple может увеличиться, и оно займет третье или четвертое место в перечне источников дохода корпорации.
Будущие короли
Amazon, Microsoft и Alphabet — следующие кандидаты на покорение вершины в триллион долларов. Все три компании активно развиваются в сегменте облачных технологий через Amazon Web Services, Azura и Google Cloud соответственно.
В 2018 году объем облачного бизнеса в мире оценивается в $75 млрд. На этом рынке AWS принадлежит 33%, Microsoft Azure — около 18%, Google Cloud — порядка 10%. До 2020 года этот сегмент будет прибавлять более 40% в год, чтобы достигнуть оценки в $150 млрд.
Розничный бизнес Amazon остается перспективным с точки зрения выхода на новые рынки. Только за последние два года компания купила одну из самых больших сетей магазинов здорового питания Whole Foods и крупнейшую онлайн-аптеку PillPack. Два бизнеса уже приносят компании миллиарды, но за счет интенсивного масштабирования Amazon их вклад способен увеличиться вдвое, а то и втрое.
На этом фоне Microsoft и Google смотрятся чуть хуже, поскольку их бизнес развивается медленнее, но у них есть свои драйверы роста. Для Microsoft это прежде всего онлайн-услуги для фрилансеров и бизнеса, которые доступны по ежемесячной подписке. Этот направления будут стабильно расти по мере перехода экономики в интернет-пространство.
У Alphabet иная ситуация. Рост рекламной выручки компании вскоре замедлится, а после и вовсе прекратится, поскольку у Google не появляются новые платформы для размещения рекламы. Интернет-гигант стал тратить больше на привлечение пользователей, о чем свидетельствует рост издержек. Мощным драйвером повышения финансовых показателей способен стать сервис Google Bets, на который компания тратит миллионы долларов.
Стоит упомянуть также два стартапа, которые развивает Alphabet, — Waymo и Deep Mind. Waymo специализируется на разработке технологий для самоуправляемых автомобилей. Принадлежащие ей машины, по официальным данным, без участия водителя проехали уже более 20 млн миль по дорогам общего пользования. Если Waymo получит возможность продавать эту технологию по подписке и оборудовать своим ПО любой автомобиль, это принесет материнской компании денег больше, чем реклама. Потенциальный спин-офф может оценить Waymo в $100–200 млрд в случае успешного завершения тестирования полностью самоуправляемых автомобилей.
Аналогичная ситуация с Deep Mind, которая достигла невероятных высот в разработке искусственного интеллекта. Именно она создала программу, выигравшую у лучшего игрока в го (логическая настольная игра). Эксперты считали, что компьютер не сможет обыграть человека до 2020 года из-за огромного количества вариантов ходов, но программе Deep Mind удалось сделать это в 2017 году. Alphabet уже применяет алгоритмы Deep Mind для снижения расходов на охлаждение серверов, используются наработки компании и в медицинской диагностике. Возможности искусственного интеллекта практически безграничны, на что и делает ставку Alphabet.
Скорее всего, Amazon достигнет оценки в $1 трлн в течение ближайших девяти месяцев, а Microsoft и Alphabet на это понадобится около полутора лет.
Большие аутсайдеры
А вот у социальной сети Facebook и китайского онлайн-ретейлера Alibaba мало шансов довести свою капитализацию до $1 трлн в ближайшие полтора-два года. Несмотря на сходство с Google с точки зрения бизнес-модели, Facebook страдает от последствий утечки данных пользователей. Государства будут усиливать надзор в этом направлении, что для соцсети означает дополнительные издержки.
Также у Facebook нет потенциала для дальнейшей экспансии. Число пользователей основной соцсети приближается к естественному пределу, Instagram способен расширяться еще лет пять. Такие направления бизнеса, как Oculus, могут произвести впечатление на инвесторов, но продукт Facebook не очень успешно конкурирует с китайскими и корейскими разработками из-за высокой цены, ограниченности контента и нежелательных физиологических реакций пользователей после длительного пребывания в виртуальной реальности.
Alibaba — это аналог Amazon на китайском рынке, однако из-за снижения темпов роста китайского ВВП и торговой войны с США потенциал компании сильно ограничен. Наличие таких мощных драйверов роста, как большая емкость домашнего рынка и развитие облачных технологий, не гарантирует стабильный интерес инвесторов к акциям Alibaba, поскольку над китайской экономикой довлеют большие риски.
Таким образом, на сегодня есть два сильных претендента на получение оценки в $1 трлн — Apple и Amazon. Инвесторам стоит пристально наблюдать за Microsoft и Alphabet, которые внезапно могут удивить своими финансовыми показателями. Однако их тернистый путь к триллиону займет до полутора лет.
Я вижу больше возможностей достичь этой цели у Alibaba, чем у Facebook, но упомянутые риски китайской экономики не позволяют включить Alibaba в топ претендентов. Как бы то ни было, все упомянутые компании интересны не только как инвестиционные идеи, ведь их разработки, технологии, услуги и продукты кардинально меняют жизнь людей во всем мире.