К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бедность вынудила россиян брать дорогие кредиты на авто

Фото Владимира Астапковича / РИА Новости
Фото Владимира Астапковича / РИА Новости
Россияне стали брать меньше автокредитов, но на более крупные суммы. Опрошенные Forbes эксперты связывают это с обвалом в доходах и проблемами российского автопрома

Автокредитование в России растет, но гражданам становится все дороже брать авто в кредит. Об этом свидетельствую данные бюро кредитных историй «Эквифакс», поступившие в редакцию Forbes.

В третьем квартале 2018 года россияне оформили свыше 181 000 автокредитов на сумму в 134 млрд рублей. По сумме привлеченных средств это на 11% больше, чем в аналогичный период прошлого года, и на 70% выше показателя на осень 2016 года. Всего же с января по сентябрь 2018 года было выдано автокредитов на сумму в 357,5 млрд рублей.

Как отмечают в компании, число выдаваемых автокредитов в России в третьем квартале снизилось, а вот длительность кредитных выплат увеличилась. Так, средний срок на оплату кредита составил в третьем квартале 49 месяцев, что на 9 месяцев дольше, чем в октябре 2017 года. Число выданных кредитов в третьем квартале уменьшилось по сравнению с предыдущим кварталом на 5,3%, а по сравнению с тем же кварталом годом ранее — на 3,7%. Таким образом, россияне стали больше платить банкам за саму возможность получить автомобиль «здесь и сейчас».

 

Источник: Эквифакс

Объем кредитования увеличивается в первую очередь за счет роста средней суммы автокредита, говорят эксперты. В третьем квартале этого года она составила 733 000 рублей, что на 15% больше, чем годом ранее. «Основным драйвером роста можно уверенно считать более крупные суммы, которые запрашивают заемщики на приобретение автомобиля. В первую очередь, это можно связать с реализацией отложенного спроса у населения, а также с вероятностью повышения цен на ряд дорогих и мощных автомобилей, которое общество ожидает в 2019 году», — считает генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.

 

Снижение количества клиентов, обращающихся за автокредитами, обусловлено двумя факторами, отмечает руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева.

Во-первых, как и в период после 2014 года, в стране начинает формироваться отложенный спрос, когда более крупные покупки откладываются домохозяйствами «в долгий ящик»», объясняет эксперт. Реальные доходы россиян с августа начали медленно снижаться, что и могло найти отражение в статистике. По данным Росстата, в августе реальные доходы граждан упали на 0,9% в годовом выражении, в сентябре — на 1,5%.

Во-вторых, из-за высокой стоимости займов клиентам может быть удобнее оформить потребительский кредит в банке, а не автокредит, и приобрести автомобиль на эти деньги. «Это также может быть причиной снижения числа договоров, так как в случае с потребительским кредитом транспортное средство не остается в залоге у банка, а у заемщика нет обязанности оформлять полис КАСКО», — поясняет Артемьева.

 

Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский придерживается аналогичной точки зрения. «Рост объемов автокредитования происходит, увы, не благодаря росту потребительского спроса, а из-за увеличившейся доли автовладельцев, которые готовы покупать машину по менее выгодным кредитным условиям», — говорит он.

По его словам, отечественный автопром, который пока все еще по карману среднестатистическому россиянину, уже не удовлетворяет базовых потребностей автовладельцев. «Отсюда на лицо своего рода «кассовый разрыв» между потребностями и возможностями, который в единственно возможном варианте восполняется автокредитами», — поясняет он.

По мнению Рожанковского, особенно опасным трендом является увеличение сроков выплаты кредитов. «Амортизация обычного автомобиля до 10% его остаточной стоимости обычно занимает 15-17 лет. Таким образом, автокредит, взятый на 20 лет, попадает в группу риска не только невозвратности, но и невзыскиваемости. Поэтому удлинение срока автокредитов должно особенно тревожить», — предостерегает эксперт.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+