К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Стратегическая сделка. Стоит ли инвесторам опасаться продажи «Яндекса»

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Слухи о возможной продаже 30% «Яндекса» Сбербанку вызвали панические распродажи акций интернет-гиганта, даже несмотря на опровержения обеих сторон. Почему эта сделка весьма вероятна и что она означает для инвесторов?

Одни лишь слухи о возможном приобретении Сбербанком контрольного пакета акций «Яндекса» обрушили котировки акций крупнейшей IT-компании России. Иностранные инвесторы опасаются превращения российского поисковика в неповоротливую и коррумпированную госкомпанию, ожидая кардинального изменения инновационной стратегии развития интернет-гиганта. Перспективы сделки по покупке доли в «Яндексе» пока неясны, однако все происходящее сегодня уже стало дурным предзнаменованием для компании.

Четверг и пятница, 18 и 19 октября, оказались чрезвычайно напряженными для «Яндекса» и его инвесторов. В течение двух дней капитализация компании на Нью-Йоркской фондовой бирже упала более чем на $3 млрд — торги в пятницу завершились на отметке $8,559 млрд. На начало торгового дня в понедельник, 22 октября, стоимость акций на Московской бирже немного подросла — примерно на 3,7%.

Пресс-служба Сбербанка поспешила опровергнуть слухи о грядущей сделке, но в самой интернет-компании воздерживаются от комментариев, подтверждающих или опровергающих информацию СМИ. Считается что Сбербанк давно смотрит на «Яндекс» как на привлекательный актив для приобретения. Подтверждением этому служат многочисленные совместные проекты.

 

Так, банку принадлежит 75% акций платежной системы Yandex.Money, а в апреле этого года Сбербанк и «Яндекс» объявили о создании совместного предприятия в сфере электронной торговли. Структуру, зарегистрированную в Нидерландах, назвали Yandex.Market. Группа Yandex N.V. (владелец российского «Яндекса») и Сбербанк (в лице своей «дочки» Digital Assets) получили по 45% в этой компании. Оставшиеся 10% отвели на так называемый штихтинг (форма собственности без владельцев и без цели получения прибыли) для поощрения топ-менеджмента.

Компания государственной важности

Изначально источником повышенного внимания к поисковику выступила администрация президента РФ, которая в феврале 2008 года поручила интернет-гиганту организовать сбор вопросов граждан к очередной пресс-конференции Путина. По числу участвующих журналистов (80, включая 18 из зарубежных СМИ) и по продолжительности (4 часа 40 минут) это мероприятие до сих пор остается рекордным. После этого собирать вопросы «Яндексу» больше не поручали, однако внесли изменения в состав акционеров компании. Сбербанк получил «золотую акцию», которая позволяет банку накладывать вето на продажу более 25% акций интернет-компании в руки нежелательных владельцев.

 

На это были причины: схема владения ключевыми доменами интернет-гиганта порой вызывала вопросы. Например, заявителями в суде в споре по домену yandex.com выступила следующая «троица»: Yandex Technologies Ltd (адрес — 2-4 Arch Makarious III Avenue, Capital Center, 9th Floor, Nicosia 1505, Cyprus), Comptek International Ltd и  Yandex Inc — обе зарегистрированы по единому адресу в США (11 Beacon Street, Boston, Massachusetts 02108, United States of America). Ключевой домен yandex.ru оформлен на фирму Yandex, LLC. В итоге доменное имя yandex.com было передано кипрской компании Yandex Technologies Limited.

Год назад офис компании «Яндекс» посетил Владимир Путин (21 сентября 2017 компании  исполнялось 20 лет). Это событие подтвердило значимость IT-гиганта в современных реалиях. «Яндекс»  — суть история успеха высокотехнологичной отечественной компании, лидирующей во многих сегментах российского рынка и иногда даже побеждающей глобальных конкурентов. К примеру, в середине августа 2017 года рыночная доля запросов «Яндекса» превысила долю Google на устройствах Android.

Победа пришла не сразу  —  ей предшествовало долгое противостояние ФАС и Google, инициированное жалобой «Яндекса», сам процесс длился почти полтора года. Как результат — с  августа 2017 года в новой версии мобильного браузера Google Chrome на Android пользователям в России теперь показывают окно выбора поисковика — «Яндекс», Google или Mail.ru. Любые разработчики приложений (в том числе тот же «Яндекс» или Mail.ru Group) также могут претендовать на место на главном экране.

 

В рамках мобильной стратегии «Яндекс» активно расширяет всю свою экосистему — он предлагает не только почту и облачные сервисы, но и виртуального помощника (по имени Алиса), платформу рекомендаций с поддержкой AI, интегрированные потоковые видео на главной странице. Пользователи могут заказывать поездки через Yandex.Taxi, а в «Сколково» компания тестирует автомобили с искусственным интеллектом, на которых уже прокатился премьер Дмитрий Медведев.

Плюсы и минусы

Выручка «Яндекса» в прошлом квартале выросла на 39%, скорректированная чистая прибыль — на 44%, показатель EBITDA (за вычетом Yandex.Market) увеличился на 32%, до 8,943 млрд рублей. Доля поиска в «Яндексе» на Android в России увеличилась на 150 базисных пунктов, до 47,8%, по сравнению с 38,2% во втором квартале прошлого года.

Что получит «Яндекс» от обсуждаемой сделки, если слухи о ней подтвердятся? У Сбербанка есть экспертиза и своя цифровая стратегия развития. Возможно, после покупки долей «Яндекса» Сбербанком компания больше сфокусируется на финансовых технологиях и расширит свой доступ к источникам  финансирования.

Что получит Сбербанк? Прежде всего, информацию о молодых пользователях Рунета (в возрасте 18-35 лет), которая есть у «Яндекса». Кроме того, профили имеющихся клиентов можно обогатить, например, используя их поисковые запросы в Интернете. Можно организовать более точный кредитный скоринг, выявляя при этом недобросовестных клиентов, и многое другое.

Возможно, именно на этих фактах и нужно сконцентрировать внимание сомневающихся акционеров? Россия остается перспективным рынком онлайн-услуг, уровень проникновения интернета превышает 71%, что выше, чем в других странах БРИКC. Будет ли Google продолжать проигрывать «Яндексу» как поисковику в России? Возможно, что да — по крайней мере, расширение экосистемы «Яндекса» и его усилия по загрузке сервисов на устройства Android уже окупились.

 

Во взаимном сотрудничестве банка и поисковика надо сравнивать плюсы и минусы, хотя последних, возможно, пока больше. Есть риски, связанные с тем, что «Яндекс» может попасть под новые отраслевые санкции США, могут возникнуть иные ограничения на западных рынках. Кроме того, в качестве компании с госучастием, «Яндекc» может начать активнее инвестировать в капиталоемкие проекты цифровой экономики России и даже изменит штат топ-менеджмента под эти задачи, а это уже радикальное изменит стратегию развития группы. Как ситуация может развиваться — не скажет никто, пока нет деталей сделки и нельзя оценить ее последствия. Ясно одно: если сделка действительно задумана и обсуждается, у «Яндекса» мало возможностей от нее отказаться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+