За последние 20 лет рынок коллективных инвестиций в России прошел большой путь. Сначала на нем были доступны только инвестиционные фонды, затем, в 2001 году, был принят закон, разделивший такие фонды на два типа — паевые и акционерные. На российском фондовом рынке прижились в основном паевые инвестиционные фонды (ПИФы). И наконец, четыре года назад, в октябре 2014 года на Московской бирже появился новый вид инструментов — акции биржевых инвестиционных фондов (ETF).
В отличие от паев ПИФов, которые не являются эмиссионными ценными бумагами и не имеют номинальной стоимости, акции ETF в российской юрисдикции считаются иностранными ценными бумагами, торгуемыми на бирже. Средства биржевых фондов, как правило, инвестируются в индексы акций и облигаций, а управлением ETF занимается специализированная управляющая компания, которая следит за тем, чтобы портфель ETF четко повторял структуру выбранного индекса.
В последние годы в мире наблюдается настоящий бум ETF. Число биржевых фондов превысило 3500, увеличившись за последние 10 лет в 7 раз. В конце 2017 года стоимость чистых активов ETF достигла $4,7 трлн. Более 70% всех вложений фондов приходится на США, 16% — на Европу, еще 9% — на Азию. Приток средств в ETF продолжается уже 55 месяцев подряд — во многом это связано со структурой активов фондов и динамикой индексов на биржах. Например, рынок США за последние пять лет вырос на 70% (если ориентироваться на индекс широкого рынка S&P 500), при этом ряд секторов показали еще более впечатляющий рост. На этом фоне вложения в биржевые индексы посредством ETF стали популярной стратегией среди частных инвесторов.
Но шумиха вокруг ETF связана не только с ростом рынка. Во-первых, это инструмент, отличающийся высокой ликвидностью. Это существенное преимущество ETF перед другими формами коллективных инвестиций, таких как американские взаимные фонды, которые за последние годы потеряли свою популярность из-за неудобств для инвестора. В России паи некоторых ПИФов обращаются на бирже, но их ликвидность оставляет желать лучшего. При этом процесс подачи заявки на создание или погашение паев, которые нельзя быстро купить и продать на бирже, крайне неудобен, часто требует личного присутствия в офисе агента и занимает много времени. Акции ETF, напротив, можно за несколько секунд купить и продать — так же, как и другие акции на бирже. Если же бумаги биржевых фондов по какой-то причине низколиквидные, ситуацию исправляют маркет-мейкеры, присутствие которых снимает и ряд других проблем, в том числе опасность манипулирования ценами.
Во-вторых, преимущество ETF состоит еще и в том, что можно собрать портфель практически под любые задачи и с минимальными транзакционными издержками. Например, инвестору, который захотел бы самостоятельно повторить в своем портфеле структуру индекса S&P 500, потребовалось бы огромное количество средств и впоследствии дополнительных усилий на ребалансировку вложений. Вместо этого можно купить акции одного фонда, заплатив комиссию только один раз, и можно быть уверенным, что структура портфеля все время поддерживается в актуальном состоянии. Комиссии за операцию с ETF не отличаются от комиссий за сделки с акциями и облигациями, а плата за управление таким фондом ниже, чем у ПИФа, — в среднем на мировом рынке она составляет 0,2%, тогда как взаимные фонды, ПИФы и хедж-фонды берут 1-3%.
Существует мнение, что по сравнению с активным управлением капиталом у ETF есть определенные минусы. Критики указывают на то, что индексное инвестирование, как правило, рассчитано на усреднение доходности, поэтому, вкладывая в биржевые фонды, невозможно обогнать рынок. Действительно, значительное число ETF представляют собой портфели, повторяющие структуру различных биржевых индексов, как ведущих, так и отраслевых. Но при этом есть и немало фондов, в основе которых лежат сложные конструкции из различных производных инструментов, которые чаще всего недоступны частному инвестору. Риск при торговле таким ETF в два раза выше, чем «обычным» фондом, но и прибыль вдвое выше, если инвестор угадал с ценой.
Всего на Московской бирже торгуются 15 ETF. Их особенностью является то, что ценообразование всех базовых активов, лежащих в основе акций биржевых фондов, происходит в иностранных валютах — преимущественно в долларах США. При этом сами акции ETF торгуются в основном в рублях (отдельный режим с расчетами за доллары не пользуется популярностью). Соответственно, у инвестора появляется дополнительный шанс, связанный с движением курса рубля. При обесценении национальной валюты рублевая стоимость ETF может вырасти. Это, с одной стороны, страхует от девальвации нацвалюты, но, с другой — влечет последствия в виде налога на прибыль при продаже инструмента. Поэтому торговать EFT выгоднее с использованием индивидуального инвестиционного счета (ИИС), предусматривающего налоговые льготы.
На мой взгляд, инвесторам в России остро не хватало подобных бумаг. Например, инвестиции в золото на фондовом рынке были невозможны, если не считать за таковые вложения в акции золотодобывающих компаний, котировки которых напрямую от цены на драгоценный металл не зависят. А на срочном рынке контракт на золото имеет определенные недостатки: фьючерсная премия, большое кредитное плечо и необходимость перекладываться из одного инструмента в другой, чтобы удержать позицию. На этом фоне появление «золотого» ETF было встречено с большим энтузиазмом. А наличие маркет-мейкера, то есть ликвидного рынка, закрепило успех.
То же самое — с ETF на еврооблигации, акции высокотехнологичных американских компаний и всего того, что официально является недоступным для неквалифицированного инвестора. Покупая бумаги такого фонда, инвестор «из коробки» и за одну комиссию получает производные инструменты, жестко связанные с ценами на базовые активы, о покупке которых раньше можно было только мечтать. В этой связи можно надеяться, что популярность ETF в России со временем будет только расти и это привлечет на рынок коллективных инвестиций новых игроков.