Спасти доллары. Ослабление валютного контроля поможет пережить санкции
На портале regulation.gov.ru опубликован проект поправок к Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», разработанный Минфином. До 18 октября продолжается общественное обсуждение этого документа, и любое заинтересованное лицо может оставить свои комментарии прямо на сайте. По результатам оценки регулирующего воздействия проект, вероятно, будет внесен на рассмотрение в Госдуму и спустя некоторое время станет действующим законом.
Стоит отметить, что 2018 год уже ознаменовался внесением существенных изменений в валютное регулирование. Наиболее резонансной стала либерализация требований по использованию счетов в иностранных банках физическими лицами. Другое знаковое событие — распространение требований о репатриации валютной выручки на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами.
Рассматриваемый проект призван дополнить недавние изменения в ФЗ «О валютном регулировании», которые отчасти улучшили положение российских валютных резидентов, подпадающих под действие иностранных санкций.
Напомним, что новая редакция закона «О валютном регулировании» вступила в силу в конце июля. Одним из нововведений стало фактическое освобождение валютных резидентов от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.
Обязательными условиями для такого освобождения являются применение в отношении резидентов иностранных санкций (мер ограничительного характера) и включение их в соответствующий перечень лиц, подпадающих по действие ограничений в зарубежных юрисдикциях. При соблюдении этих условий резидент считается исполнившим обязанность по репатриации. Ведением перечня таких лиц занимается ФНС. Перечень уже опубликован на официальном сайте налогового ведомства, хотя пока ни одной компании в нем не указано.
Ослабить хватку
Сейчас Минфин предлагает расширить категорию подсанкционных резидентов, включив в нее также и дочерние компании тех лиц, на которых распространяются иностранные санкции. При этом такое лицо должно владеть долей прямого или косвенного участия в размере 50% и более капитала компании-резидента. В этом случае дочерняя компания также может быть внесена в соответствующий перечень ФНС.
Другое предлагаемое Минфином изменение предусматривает освобождение подсанкционных резидентов от обязанности по репатриации аванса, перечисленного им нерезидентами по внешнеторговым контрактам, в случаях когда зарубежные партнеры не исполнили свои обязательства перед российскими контрагентами. Условия освобождения остаются прежними — применение в отношении резидента иностранных санкций и включение его в перечень ФНС.
Также Минфин предлагает предусмотреть новые случаи, когда юридические лица-резиденты, включенные в перечень ФНС, вправе осуществлять расчеты по валютным операциям без использования счетов в российских банках.
Для подсанкционных резидентов проектом вводится несколько дополнительных альтернатив осуществлению репатриации. Например, такие компании смогут проводить зачет встречных однородных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых контрактов с нерезидентами (вне зависимости от предмета контракта) при условии, что зачет производится в период действия иностранных санкций в отношении резидента, а сам резидент включен в перечень ФНС.
Отдельные положения проекта плохо согласуются со сложившейся правоприменительной практикой. Так, в качестве еще одной альтернативы репатриации для подсанкционных резидентов предлагается заключение ими договоров об уступке права требования с третьими лицами в отношении денежной задолженности зарубежных партнеров по внешнеторговым контрактам.
Если это положение войдет в финальную версию закона, то органы валютного контроля могут истолковать его как запрет для всех прочих резидентов, к которым не применяются иностранные санкции, на заключение соглашения об уступке прав требования к нерезидентам по внешнеторговым контрактам.
Справедливое решение
Конечно, документ может претерпеть ряд изменений, прежде чем будет внесен в Госдуму и станет действующим законом. Но любые начинания властей по либерализации валютного законодательства можно лишь приветствовать.
Очевидно, что необходимость смягчения требований о репатриации в отношении резидентов, к которым применяются иностранные санкции, возникла давно. Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги. На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.
При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля. С этой целью российские компании фактически вынуждены формировать доказательную базу для подтверждения своей невиновности. Например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.
В конечном счете перед резидентами, попавшими под действие иностранных санкций, стоит задача убедить конкретных должностных лиц таможни или налоговой инспекции либо конкретных судей, рассматривающих их дело, в том, что нерепатриация денежных средств произошла не по их вине. Таким образом, в таких делах всегда сохраняется человеческий фактор.
Новые поправки в валютное законодательство могут изменить ситуацию и создать существенные препятствия для привлечения невиновных к ответственности за нерепатриацию валютной выручки.