Когда речь идет об IPO, зачастую на ум приходят самые обсуждаемые истории успеха. Если приводить примеры этого года, знаковыми стали размещения облачного хранилища Dropbox, акции которого в первый день торгов выросли на 36% по сравнению с ценой размещения, и компании Farfetch, премиальной онлайн-платформы для люксовых брендов одежды, чьи бумаги показали рост в 42% в первый же день. Еще больше впечатляет успех производителя электромашин NIO — его акции во второй день после IPO подорожали на 85% по сравнению с уровнем размещения. Однако не стоит заблуждаться и считать, что инвестиции в ходе IPO — это легкий заработок.
Статистика размещений за последние два года в целом неоднозначна. Если оценивать сделки на крупнейших американских площадках (Нью-Йоркской фондовой бирже и NASDAQ) и в Гонконге, то в среднем 74% новых размещений торгуются «в плюсе» в первый день. После месяца торгов положительная динамика сохраняется у 69% вчерашних IPO. Если же рассматривать те компании, чьи акции в первый день торгов выросли хотя бы на 10%, то таковых в среднем только 28%. На 20% и более в первый день на биржах вырастают в цене в среднем лишь 18% эмитентов. Следовательно, разглядеть в сотне размещений ту самую историю, которая «выстрелит», бывает куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Как же понять, окажется ли IPO успешным или инвесторы обделят акции вниманием? Хотя универсальной формулы успеха нет, существует ряд критериев, характерных для «горячих» размещений.
1. Отраслевая принадлежность компании. Важным определяющим фактором является сектор рынка, в котором оперирует компания. Так, например, размещения в быстрорастущих технологических и инновационных секторах привлекают больше внимания инвесторов, нежели IPO компаний из традиционных отраслей.
В списке самых ожидаемых размещений 2018 года в основном фигурируют компании, связанные с интернет-технологиями, электронной торговлей, производством смартфонов, а также биотехнологиями и генной инженерией.
Почему предпочтение отдается предприятиям, в бизнес-модели которых обыватель едва ли сможет разобраться? Причина отчасти заключается в потенциале роста компании.
2. Потенциал роста и успешная бизнес-модель. Инвесторы высоко ценят компании с долгосрочным потенциалом роста и даже готовы прощать им убытки и отрицательные чистые денежные потоки (FCF) в текущих периодах. Главной причиной такого «снисходительного» отношения является уверенность инвесторов в успешности бизнес-модели компании, кратном росте выручки в будущем и выходе эмитента на определенный уровень операционной рентабельности и дохода на инвестированный капитал.
Сочетание этих факторов в теории должно превратить вложения инвесторов в высокодоходную инвестицию, кратно увеличив капитализацию компании. В качестве примера можно привести недавние успешные размещения: Xiaomi во втором квартале 2018 года зафиксировала рост выручки на 68%, а PinDuoDuo в последнем отчетном периоде — на 2489% год к году.
Очень немногие компании могут продемонстрировать хоть сколько-нибудь сопоставимые результаты. Несмотря на то, что акции интернет- и технологических компаний часто бывают довольно волатильными (стоит посмотреть хотя бы на Tesla или PinDuoDuo), инвесторы принимают на себя риск, надеясь в итоге получить ощутимую прибыль.
3. Репутация и известность компании. Зачастую самые громкие размещения проводят компании, которые «на слуху» у потребителей. И это оправданно. Вкладывая деньги в IPO компании, у которой нет истории торгов (привлечения заемных средств в виде облигаций), а часто и публичной отчетности, инвесторам во многом приходится доверять прогнозам менеджмента и банков-консультантов.
Куда проще это сделать, если частная компания уже достаточно известна широкой публике, не представала в дурном свете в прессе, не имела громких юридических разбирательств и во главе которой стоит надежный, заслуживающий доверия топ-менеджмент.
Также важным фактором для успеха размещения является наличие известных якорных инвесторов. Если в списке фондов, которые участвовали в раундах венчурного финансирования перед IPO, присутствуют такие имена, как Sequoia, Tencent или Tigers, инвесторы воспринимают это как своеобразный знак качества, что поддерживает уверенность в успехе размещения.
4. Место размещения. Статистика показывает, что размещения на американских биржах более успешные в первый день торгов (78% новых IPO в США показывают положительную динамику в первый день, в то время как на Гонконгской бирже — 57%).
Это неслучайно, ведь американский фондовый рынок очень ликвиден, имеет самую развитую инфраструктуру, эффективное регулирование и наибольшее число институциональных и частных инвесторов. Другими словами, в США больше всего денег инвесторов и годами выработанное доверие к институтам фондового рынка. При этом стоит отметить, что разница в динамике акций, размещенных в Нью-Йорке и, скажем, в Гонконге, практически исчезает на горизонте 12 месяцев.
5. Работа организаторов IPO. Важным показателем эффективности работы инвестиционных банков является так называемая переподписка книги размещения — превышение спроса над предложением акций. Это хороший индикатор успеха грядущего IPO.
Однако важно помнить, что небольшая переподписка необязательно является показателем «провального» размещения, и акции вполне могут показать хорошую динамику, даже если спрос со стороны институциональных участников рынка на момент формирования книги заявок был относительно невысоким.
Часто положительную динамику акций обеспечивают частные инвесторы, покупающие бумаги после начала торгов и черпающие инвестиционные идеи из специализированных онлайн-ресурсов и социальных сетей. Так что положительный информационный фон в интернете также становится одним из факторов успеха.
Довольно часто в «горячих» размещениях спрос превышает предложение в десятки раз. И хотя это является признаком успешности размещения, обратная сторона этого фактора — очень маленькая аллокация бумаги среди инвесторов.
Нередко при переподписке более чем в 20 раз аллокация инвесторов не превышает 2-5% от объявленного спроса — вне зависимости от «веса» и репутации подписчика. То есть фактически получить высокую аллокацию, поучаствовав в самых «горячих» первичных размещениях, у инвесторов мало шансов. Кроме того, как правило, в IPO удается поучаствовать только институциональным инвесторам и лишь за очень редким исключением — частным.
Важно отметить, что в менее «горячих» размещениях динамика акции после IPO менее прогнозируема. Помимо чисто рыночных факторов она будет определяться дополнительным интересом инвесторов в период после размещения.
Акции сразу после IPO часто показывают повышенную волатильность, что во многом связано с отсутствием широкого рыночного консенсуса у бумаг-новичков. Рыночный консенсус, как правило, формируется позже — после того как акции получат официальные публичные рекомендации от крупных брокеров (обычно через 30-60 дней после размещения) или после одного или двух периодов отчетности.