Роковая декларация: как правильно платить налоги, если живешь на две страны
Большинство успешных предпринимателей уже много лет живут, как правило, сразу на несколько стран. Одна страна — это родина, где они ведут бизнес и имеют уже глубоко вросшие корни, будем считать, что это Россия. А вторая страна — та, где они хотели бы жить, — по причине лучшего климата, например, наличия моря и большого количества теплых и солнечных дней в году, более качественных продуктов питания и лучшего образования для детей. Важным фактором является пресловутая «политическая безопасность» — удаленность от российских границ.
Все это является важным стимулом или даже бонусом за изматывающий и зачастую связанный с большими рисками рабочий ритм в России. Но, следуя внутренним желаниям, многие из предпринимателей не задумываются о том, к каким финансовым последствиям может привести жизнь в другой стране.
В налоговой практике есть понятие «центр жизненных интересов». Это метод определения законной страны проживания физического лица для прояснения его налогового резидентства и, соответственно, применения соответствующего налогового законодательства к его доходам и имуществу по всему миру.
Если человек имеет дома в двух странах, постоянное место жительства может быть классифицировано как центр жизненных интересов, который определяется по месту нахождения жилья (оно может быть как собственным, так и арендованным), проживания семьи или ведения бизнеса.
Если семья и бизнес находятся в разных странах, то необходимо обращаться к законодательству об избежании двойного налогообложения между этими странами, чтобы определить, где доминируют личные и деловые интересы.
Нередко это становится предметом спора между двумя государствами, которые хотят взыскивать налоги с большего числа людей, имеющих интересы на их территории. В результате может оказаться так, что предприниматель будет вынужден платить налоги в обеих странах.
Битва за налоги
Все страны мира бьются за увеличение налоговых поступлений. Экономический кризис 2008 года запустил и ускорил новый виток в эволюции финансового мира. В 2010 году в США был принят закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act). Его цель — воспрепятствовать уклонению от уплаты налогов физических и юридических лиц (американских налоговых резидентов), работающих или проживающих на территории других стран.
Нужная информация выявляется госорганами через соответствующие финансовые институты. Опыт FATCA был признан успешным, и в 2012 году в ответ на запрос G20 начал разрабатываться аналогичный закон для стран ОЭСР. Появилась необходимость в создании единых стандартов обмена финансовой информацией для налоговых целей по всему миру, и эти стандарты были обозначены аббревиатурой CRS (Common Reporting Standard). С 2014 года закон вступил в силу, и на сегодняшний день он охватывает более 100 стран — участников автоматического обмена информацией.
Преимущества финансовой тайны, которые привлекали клиентов со всего мира в банки Швейцарии, Лихтенштейна, Гонконга, Сингапура, ОАЭ и других стран, исчезли всего за пару лет. Реализация новых стандартов мощным грузом легла на плечи банков. Они были вынуждены активно наращивать так называемые compliance-департаменты, которые следят за соблюдением требований по благонадёжности клиентов.
Новый закон вызывал много вопросов у юристов. Нужно было понять, какие новые банковские формы и стандарты учета потребуются для работы с клиентами, чтобы ответить на главный вопрос, связанный со стандартами ОЭСР, — с какой страной обмениваться информацией. До появления этих стандартов вопрос налогового резидентства не был острым, и многие клиенты, как и сами банки, зачастую определяли его просто по паспорту при открытии счета. Клиент подписывал бумагу, в которой подтверждал, что он сам несет ответственность за уплату налогов в стране своего резидентства, и этого было достаточно. Теперь банки совершенно иначе относятся к заявителям, чье налоговое резидентство по разным причинам вызывает у них сомнение.
Спорное гражданство
Несколько лет назад компании, оказывающие услуги по получению второго гражданства, начали проявлять повышенную активность. Их рекламные буклеты призывают людей получать гражданство в обмен на инвестиции, чтобы в будущем свободно в безвизовом режиме перемещаться по миру.
Реальной причиной этой активности было появление стандартов автоматического обмена информацией. Существуют страны, которые продают резидентство в обмен на инвестиции и участвуют в автоматическом обмене, но сами при этом информацию не получают. Это так называемая «добровольная тайна». Просто предоставив паспорт другого государства в свой банк, клиент добьется того, что финансовая информация будет уходить куда-то на острова, то есть останется в тайне.
Некоторые клиенты банков прельстились этим вариантом, но все оказалось не так просто. В начале этого года ОЭСР приступила к проведению консультаций под названием «Предотвращение злоупотребления жильем в рамках инвестиционных схем в обход CRS».
Написанный в 2014 году году закон имел множество юридических лазеек, позволяющих злоупотреблять схемами получения вида на жительство или гражданства с целью избежания автоматического обмена финансовой информацией. Уже сейчас существует множество рекомендаций для банков, которые проясняют, на какие моменты стоит обращать внимание при определении страны резидентства клиентов.
Паспорт теперь не является достаточным основанием. Банк учитывают даже такие детали, как страна регистрации сотового телефона, который используется для коммуникации с банком, и в какой стране клиент чаще всего пользуется банковскими услугами. Возможно, в скором будущем банки будут смотреть на IP-адреса стран, с которых клиенты чаще всего заходят в интернет-банк.
Даже сам факт смены резидентства по инвестиционной программе может вызвать вопросы. В конце концов, банк, чтобы снять с себя риски, может сообщить о клиенте в обе страны, резидентом которых, как ему кажется, может быть его клиент. На эти тонкости стоит обращать внимание и поддерживать регулярную коммуникацию с банком, чтобы не иметь неожиданных проблем в будущем.
Размеры налогов в большинстве стран Европы в разы превышают российские, а уклонение от их уплаты зачастую обходится еще дороже. Сюрпризом может оказаться и то, что за выход из налогового резидентства в некоторых европейских странах также нужно платить определенный процент от суммы ранее уплаченных налогов.Таким образом, риски для бизнеса только выросли.
Какой есть выход из этой ситуации? Во-первых, необходимо внимательно отнестись к вопросу налогового резидентства с момента определения своего статуса по CRS в банках и внимательно изучить законодательство об избежании двойного налогообложения между теми странами, в которых есть хоть какие-то жизненные интересы.
Во-вторых, не стоит пытаться решать проблемы с помощью простой покупки офшорных паспортов: это дело недешевое, да и, пожалуй, не самое эффективное (если, конечно, вы не решили бросить все и уехать жить на острова). Некоторые страны Европы предлагают в целом легальные и выгодные с точки зрения налогового планирования программы проживания на своей территории, главное — правильно и вовремя ими воспользоваться. И не стоит забывать, что аналогичные программы начала разрабатывать и Россия.