Монетарные власти могут начать выкупать облигации федерального займа (ОФЗ) в случае «экстремального стресса», цитирует слова замминистра финансов Владимира Колычева агентство Reuters. Колычев отметил, что у правительства есть пространство для маневра с точки зрения программы заимствований.
«Если мы увидим какой-то экстремальный стресс, когда за очень короткий период времени уровень предложения и спроса на рынке облигаций будет очень сильно дебалансирован, то могут рассматриваться и операции на вторичном рынке. Они могут рассматриваться и Центральным банком в части его мандата по обеспечению финстабильности, если они увидят риски по этому фронту. И могут рассматриваться Министерством финансов просто как заемщиком, которому может быть выгодно при определенных уровнях по сути погашать по более низкой цене свои заимствования», — цитирует слова Колычева Reuters.
Сейчас Конгресс США рассматривает законопроект, который предполагает ограничение участия американских инвесторов в российском госдолге. Доля иностранцев в ОФЗ снижается с апреля этого года. За четыре месяца (к 1 августа) она уменьшилась с 34,5% до 28%, сейчас их доля составляет 27%, заявил на Московском финансовом форуме глава Московской биржи Александр Афанасьев.
В России уже был опыт выкупа ОФЗ в 2007 году, когда на американском рынке поднялась волатильность и произошел отток иностранных инвесторов, из-за чего монетарным властям пришлось поддерживать рынок, рассказывает старший аналитик по финансовым рынкам Райффайзенбанка Денис Порывай. Тогда долговые обязательства правительства РФ на балансе ЦБ выросли на 200 млрд рублей, до 447 млрд рублей, говорит он. Полностью от этих бумаг Центробанк избавился лишь в 2017 году.
«Я считаю, что готовность государства начать интервенции на рынке госдолга является позитивным сигналом для тех российских инвесторов, которые удерживают большой объем госбумаг на балансе, в стрессовой ситуации ценники поддержит Минфин или ЦБ. Однако монетарные власти не дали разъяснений по поводу того, при каких доходностях ОФЗ они будут покупать и что вообще считается в их понимании «экстремальным стрессом», — комментирует Порывай. По его мнению, это заявление было сделано для успокоение инвесторов — государство не допустит экстремально сильного обесценения бумаг.
Без печатного станка
Локальные банки не будут покупать российский госдолг, пока не произойдет стабилизации котировок, чтобы избежать отрицательной переоценки на балансе. Тогда придется пойти вероятнее всего по пути смягчения нормативов по упавшим в стоимости госбумагам.
Это создаст проблему непонимания, что происходит на самом деле с балансами банков, поэтому покупка ОФЗ монетарными властями выглядит более логичным шагом, рассуждает руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.
Если бумаги будет выкупать Минфин, то он сможет сделать это за счет свободных остатков, которые находятся на счетах ЦБ, то есть для этого не придется снимать средства с депозитов в банках, говорит Порывай.
«Это станет причиной притока рублевой ликвидности в банковскую систему, что неплохо при текущем ужесточении кредитных условий на денежном рынке. Если же будет выкупать ЦБ, то будет проведена допэмиссия денег, однако объем скорее всего будет небольшим и на темпы инфляции никак не повлияет», — предполагает Порывай.
С ним согласен и Романчук, который подчеркивает, что Минфин или ЦБ все-таки будут покупать бумаги на вторичном, а не на первичном рынке, поэтому есть вероятность, что для этого не придется эмитировать деньги.
По словам Порывая, для стабилизации локального рынка необходимо появление определенности с санкциями и курсом монетарной политики ЦБ, а также понимание того, на каких уровнях и как будут совершаться интервенции на рынке ОФЗ.