Министерство экономического развития (МЭР) ухудшило ожидания по развитию российской экономики на 2018-2019 годы, следует из опубликованного на официальном сайте ведомства прогноза.
В частности, министерство пересмотрело свои ожидания по среднему курсу доллара на конец 2018 года с 60,8 рубля до 61,7 рубля за доллар, а на 2019 год — с 63,2 до 63,9 рубля за доллар. Изменение связано со значительным ослаблением курса рубля в августе — примерно на 8%. Причинами ухудшения прогноза ведомство называет ужесточение кредитно-денежной политики ФРС США, отток капитала из развивающихся стран и возможность введения нового пакета санкций против России со стороны США.
Прогноз по динамике ВВП также стал пессимистичнее. Министерство снизило ожидаемый показатель темпов роста российской экономики с 1,9% до 1,8% по итогам этого года и с 1,4% до 1,3% по итогам следующего года. О том, что прогноз по росту ВВП будет пересмотрен, министр экономического развития Максим Орешкин сообщал журналистам еще в августе.
Уровень ожидаемой инфляции вырос с 3,1% год к году до 3,4 % по итогам 2018 года. Ведомство связало это со слабым рублем и ускорением роста цен на товары. При этом в министерстве уверены, что «описанные инфляционные факторы являются временными» и к началу следующего года их влияние исчерпается. В этой связи МЭР так же, как и раньше, ожидает в 2019 году темпы инфляции в 4,3%.
В ожидании санкций
Старый прогноз Минэкономразвития был оторван от реальности, считает главный аналитик Nordea Bank Денис Давыдов. Новые параметры точнее отражают сложившуюся экономическую ситуацию, однако ведомство все еще старается быть оптимистичным и не включает в свои прогнозы негативные сценарии развития событий.
По словам эксперта, учитывая текущее положение дел, министерство максимально близко к справедливым оценкам, так как рынки на предстоящие вызовы уже отреагировали и негатив во многом учтен. Однако вновь нерелевантным его может сделать принятие наиболее жесткого варианта санкций против России.
Дополнительное давление на рубль может оказать и ухудшение обстановки на развивающихся рынках. «Если ситуации, которые сейчас наблюдаются в Аргентине и Турции, возымеют эффект заражения и распространятся на другие страны, например, на Бразилию, и падение рынков приобретет панический характер, это станет большим вызовом для российской валюты», — считает Давыдов. МЭР же исходит из положения дел на текущий момент, и поэтому такие риски в базовых сценариях вряд ли учитываются.
Макроэкономические прогнозы по экономике не реализуются в подавляющем большинстве случаев, уверен директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов. «Особенно плохо обстоят дела с реализацией, когда на горизонте прогнозирования происходит падение цен на нефть. В этом случае расхождения просто неприличные», — говорит эксперт.
По его мнению, МЭР совершенно точно придется еще не раз в ближайшее время пересматривать прогнозы в случае ввода ощутимых санкций или падения цен на нефть. «Информационный фон ближайших месяцев представляется вообще очень опасным для каких-либо прогнозов по экономике России», — подводит итог эксперт.