К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кризис доткомов: куда вкладываться после обвала акций Facebook и Twitter

Фото Dado Ruvic / Reuters
Фото Dado Ruvic / Reuters
Компании Facebook и Twitter потеряли около 20% капитализации после публикации отчетности за первое полугодие. Технологический сектор исчерпал возможности роста, или инвесторы и СМИ преувеличивают масштаб трагедии?

Меня зачастую удивляет реакция инвесторов и журналистов на определенные движения котировок. Ведь есть классические рыночные истины, которые, казалось бы, должны быть разучены на зубок раз и навсегда. Ан, нет. Скажем, «деревья до небес не растут», «бескоррекционного роста не бывает», «чем выше заложенные ожидания и мультипликаторы, тем сильнее коррекция в случае малейшего негативного события», «рынок — это качели, где с одной стороны страх, а с другой — жадность».

Все эти постулаты в равной степени можно отнести как актуальные для акций Facebook. Был существенный рост после скандала вокруг некорректного использования данных пользователей, который вознес котировки на новые высоты? Был. Забыли ли про риски и последствия скандала с данными? Забыли. Имел ли место рост акций FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google), который опережал не только рост широкого рынка (S&P 500), но и рост индекса NASDAQ 100? Так точно.

Теперь стоит обратиться к сути случившегося. Конечно же, падения на более чем 20% — это существенно. В абсолютных цифрах масштаб тоже поражает воображение — более $100 млрд капитализации растворились. Как таковые результаты очень незначительно отличались от прогнозов аналитиков и продемонстрировали положительную динамику год к году: количество пользователей выросло на 11%, до 2,23 млрд (прогноз — 2,25 млрд), выручка — на 42%, до $13,23 млрд (прогноз — $13,34 млрд), чистая прибыль на акцию вообще оказалась выше ожиданий ($1,74 на акцию за квартал против $1,72). Более того, непосредственная реакция на сами результаты выразилась в падении котировок на 6-8%. Так что же случилось и каковы последствия?

 

Дьявол кроется в деталях

Незадолго до этого отчитавшийся Alphabet (Google) так же, как и Facebook, получающий существенную часть выручки от рекламы, превзошел ожидания. Еще в момент публикации их отчета у многих аналитиков возникла мысль, что допвыручка могла прийти за счет Facebook и его репутационных проблем за счет некоторого перетока рекламодателей.

Facebook существенно снизил свои прогнозы касательно двух ближайших кварталов, обратив внимание на дополнительные инвестиции, которые не так быстро дадут отдачу. Результат — темпы роста и маржинальность упадут.

 

Судя по данным, Facebook уже собрала почти всех активных пользователей в США, Канаде, где наибольшая выручка на клиента. В Европе аудитория и вовсе упала. На развивающихся рынках потенциал остается, но даже с учетом этого надо понимать, что платежеспособность там ниже (почти в три раза), не говоря уже о том, что Facebook и так охватила три четверти населения Земли, имеющих доступ к интернету.

Имея большую базу клиентов, конечно же, можно монетизировать ее лучше. В качестве примера компания приводит «Истории» в принадлежащей ей Instagram, которые позволили существенно нарастить время, проведенное клиентами в соцсети. Однако пока что рекламодатели не столь оптимистичны, гораздо более щедро оплачивая новостные ленты в самом Facebook.

Как итог, получается, что основная реакция касалась не результатов, а перспектив, что абсолютно логично в случае растущих компаний с высокими мультипликаторами.

 

Начало конца?

После драматичных коррекций акций Facebook, Twitter и Netflix у многих инвесторов возникает вопрос: не тревожный ли это сигнал для всего высокотехнологического сектора? Я бы ответил так: это предостережение, однако компаний, секторов и бизнес-моделей в Америке так много, что не стоит всех грести под одну гребенку. В целом сезон отчетности второго квартала прошел крайне удачно. Подавляющее число компаний — высокотехнологичных и нет — отчиталось выше ожиданий. И это при том, что в индексах был заложен почти 20-процентный рост доходов, а это, как ни крути, существенно. Впрочем, стоит ли удивляться, если американский ВВП вырос на рекордные за последние несколько лет 4,1%.

Из того же индекса FAANG Google, Amazon и Apple прекрасно отчитались, превзойдя ожидания. Если брать отдельно Apple, то компания и вовсе первой среди всех на планете взяла планку в $1 трлн капитализации, а ее мультипликатор P/E колеблется в районе 17-18. Сравните это с компанией Tesla, которая до сих пор убыточна, или с Amazon, которая хоть и отчиталась выше ожиданий и растет быстро, но при этом имеет мультипликатор P/E, равный 108 в этом году и ожидаемый на уровне 73 в 2019-м.

Так все ли безоблачно? Конечно, нет. Инвесторам важно уметь смотреть за горизонт, важно не поддаваться эйфории, а тщательно обращать свой взор на мультипликаторы и темпы роста каждой отдельной компании, в которую они вкладывают свои средства. При текущих уровнях американских индексов в принципе надо уже проявлять дополнительную бдительность и скорее играть не просто в длинную, а тщательно взвешивать отдельные истории, покупая одни против короткой позиции в других, или хотя бы хеджировать свой портфель короткой позицией в индексе NASDAQ 100. Ведь скоро в США выборы, а тема торговых войн (особенно между США и Китаем) никак не пропадет с радара, рискуя подкосить безоблачное положение многих гигантов американского бизнеса. Если наложить 20-процентный тариф на все телефоны Apple, собираемые преимущественно в Китае, то станет несколько тревожно, не так ли?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+