К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Загадка русской души. Почему россияне не хотят жить долго и счастливо?

Фото Льва Федосеева / ТАСС
Фото Льва Федосеева / ТАСС
Граждане, с одной стороны, уделяют больше внимания здоровому образу жизни, но, с другой стороны, не хотят отказываться от алкоголя. Как же государству удастся увеличить продолжительность жизни россиян, если они этого вовсе не хотят?

Есть такой старый анекдот. Больной спрашивает у врача: «Доктор, я буду жить?» Врач отвечает: «А смысл?»

Это я к чему. В президентском указе на период до 2024 года поставлена цель обеспечить к этой дате увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, а также повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет). Очевидно, что достижение данной цели невозможно «сверху» без участия населения — человека невозможно обязать жить долго и счастливо. Также очевидно, что движение в этом направлении потребует от россиян усилий по разнообразным направлениям и изменений стиля жизни. Необходимо создать у людей мотивацию к переходу на здоровую пищу, к внедрению здорового образа жизни и занятиям спортом, отказу от вредных привычек и т. п.

Но выясняется, что не у всех россиян есть желание обеспечить себе долгую и здоровую жизнь. По нашим данным, среднее значение продолжительности жизни, которую россияне считали бы «достойной» и «справедливой», составляет сегодня 83,4 года, медианное значение — 78,7 года. Хуже всего то, что мы видим снижение значения «справедливой» продолжительности жизни по сравнению с данными за 2016 год — тогда она составляла 84,7 года (медиана — 81,3 года). Вполне возможно, это снижение вызвано социально-экономическим кризисом последних лет, повлиявшим на отношение россиян к возможности длинной и здоровой жизни. Ситуацию осложняет и то обстоятельство, что здоровый образ жизни требует от людей дополнительных расходов на более качественное питание (которое, как правило, дороже массовых продовольственных продуктов), спортивное снаряжение и так далее. Преодоление этого препятствия требует еще большей мотивации к изменению образа жизни в правильном направлении, обеспечивающем рост ее продолжительности.

 

ЗОЖ шагает по стране

Обнадеживает хотя бы то, что стремление к здоровому образу жизни носит массовый характер. Сегодня 56% от взрослого населения говорят о том, что среди их окружения достаточно, много или очень много сторонников ЗОЖ. При этом численность приверженцев здорового образа жизни в нашей стране растет — 51% россиян говорят о том, что за последние годы сторонников ЗОЖ среди их окружения стало больше. Это важно, потому что связь между приверженностью ЗОЖ и продолжительностью жизни достаточно очевидна: чем больше человек погружен в среду, где забота о здоровье является нормой, тем дольше он намерен прожить. Среди фанатов здорового питания продолжительность «достойной» и «справедливой» жизни намного выше, чем в среднем по стране — 87 лет.

Внедрение ЗОЖ проявляется среди прочего в том, что в нашей стране сокращается потребление алкоголя, табака и наркотических веществ. По всем трем позициям доля тех, кто говорит о сокращении потребления намного больше, чем доля тех, кто свидетельствует о его увеличении.

 

По мнению граждан, наибольшие усилия по дальнейшему сокращению потребления необходимо прилагать в части табака и наркотиков — соответственно 62% и 91% россиян считают необходимыми меры по борьбе с курением и наркоманией. Хуже всего складывается ситуация в части борьбы с потреблением наркотических веществ. Здесь отмечена наибольшая доля тех, кто говорит о росте потребления за последние годы — 28% (хотя доля респондентов, заявляющих о сокращении наркомании все равно выше — 42%).

Но алкоголь не троньте

При этом ситуация с потреблением спиртных напитков вызывает наиболее благоприятную реакцию населения: 47% населения считают уровень потребления алкоголя в стране приемлемым, и, соответственно, 53% придерживаются противоположной точки зрения — они считают необходимым принимать меры по сокращению потребления спиртных напитков. Надо сказать, что такая ситуация является весьма тревожной: она говорит о том, что сегодня очень многие россияне не готовы вносить какие-либо изменения в свои привычки относительно потребления алкоголя. Это, безусловно, может замедлить внедрение в повседневную практику норм здорового образа жизни.

Наибольшая суммарная доля тех, кто считает, что надо принимать меры для сокращения потребления алкоголя, табака и наркотиков, отмечена в следующих городах: Челябинск, Новокузнецк, Тольятти, Омск и Липецк, здесь, очевидно, цели по достижению желаемой продолжительности жизни будут достигнуты в первую очередь. Шутка.

 

Какие выводы?

Ну вот. С одной стороны, россияне не рвутся к долгой и счастливой жизни. С другой стороны, ЗОЖ в полный рост шагает по нашей стране. С третьей стороны, ЗОЖ в России выборочный: с курением и наркоманией мы будем бороться, а выпивку оставьте в покое. В общем, наша страна, как героиня старого фильма, такая противоречивая вся…

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+