К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Без купюр: как Россия окупит проведение чемпионата мира

Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Страна может быстрее других окупить чемпионат мира по футболу. Заработать на турнире уже помогла развитая инфраструктура безналичных платежей, которая позволила туристам и россиянам тратить больше во время чемпионата

Чемпионат мира по футболу в России запомнится не только неожиданными победами и поражениями команд, непривычно большим для финала счетом и толпами фанатов на центральных улицах. Он запомнится еще и тем, что Россия (одна из немногих стран — хозяек чемпионата мира) смогла выйти на путь окупаемости намного раньше, чем ее предшественники. Конечно, окупится ли чемпионат, нам еще предстоит узнать. В подобном проекте, где траты расписаны в течение нескольких лет, невозможно говорить о моментальной окупаемости. Но Россия уже быстрее других стран вышла на путь рентабельности, и, возможно, чемпионат окажется рекордным по срокам окупаемости.

Бурный рост

Отбить траты в первую очередь помогла более развитая инфраструктура безналичных платежей. По данным платежной системы Visa, за первые дни ЧМ иностранцы только с помощью безналичных способов оплаты потратили около $38,4 млн, что в 1,4 раза больше, чем в Бразилии четыре года назад. Частично это связано с ежегодным ростом безналичных платежей. Так, по данным Всемирного банка, в Бразилии в 2017 году 39,1% населения старше 15 лет использовали платежные карты, в то время как в России, по данным Всемирного банка, эта доля составила в 2017 году 45,6%. По данным всероссийского исследования бизнес-школы «Сколково», в 2017 году 66% взрослого населения России использовали карту для оплаты товаров и услуг.

То, что иностранцы тратят во время чемпионата больше, не сюрприз. В Бразилии в 2014 году болельщики потратили на 31% больше по картам, чем обычные туристы, приезжающие в страну. По данным Сбербанка, в России эта цифра оказалась вдвое больше, чем в 2017 году, — 39 млрд рублей. На олимпиадах начиная с 2010 по 2018 год платежи тоже активно росли: их объемы увеличивались примерно в 1,5 раза по сравнению с каждой предыдущей олимпиадой, во многом благодаря новым технологиям. К ним относятся кольца и браслеты бесконтактной оплаты или финтех-предложения, например, по конвертации валют по биржевому курсу или Р2Р-переводам.

 

Безналичные платежи приводят к большему количеству продаж, большей выручке и при правильной бизнес-модели компаний к большей прибыли (особенно это касается ретейлеров, общепита и организаций в туристических сегментах). Есть и другие эффекты: улучшение инфраструктуры платежей, положительный опыт пользователей, а также длительные макроэффекты.

В России есть и своя особенность. На законодательном уровне закреплено обязательство торговых предприятий передавать данные о транзакциях в налоговые органы посредством облачной фискализации или онлайн-касс. Накануне чемпионата был зафиксирован всплеск продаж оборудования для автоматической передачи чеков в налоговые органы, особенно в городах проведения чемпионата. Связано ли это с чемпионатом или просто совпадение, предстоит еще узнать, но это точно означает, что большую часть покупок торговые точки не могут спрятать от налоговых органов, а значит, все транзакции иностранцев будут доступны в качестве налоговой базы. Это один из самых важных каналов влияния цифровизации и безналичных платежей на окупаемость чемпионата.

 

Таким образом, в России чемпионат мира стал еще одним драйвером устойчивого роста безналичных платежей, особенно это будет заметно в небольших городах проведения чемпионата. Бесконтактными платежами во время ЧМ, кстати, активнее всего пользовались именно россияне (66%). Причин несколько. Во-первых, в России платежные инновации, предлагаемые банком-эмитентом на стороне потребителя, развиты намного лучше, чем во многих странах Европы, в Китае или США. Мы к ним уже привыкли. Во-вторых, бесконтактные методы оплаты до сих пор не всегда работают стабильно за границей, поэтому некоторые иностранцы, столкнувшись с первым отрицательным опытом, стараются платить более традиционными методами оплаты (через чип или магнитную полосу). Всего, по данным Альфа-банка, за первые две недели на стадионах сняли около 62 млн рублей, при этом около 30 млн рублей перевели на предоплаченные карты, кольца и браслеты.

Кто больше заработал

Основные траты иностранцев — это проживание, одежда, рестораны и кафе. Одежда и рестораны привлекают относительно низкими ценами по сравнению со многими странами в пересчете на фунты или евро. По данным исследования Post Office Travel Money, по сравнению с предыдущими чемпионатами в Бразилии и Франции в России была дороже только чашка кофе, и то в среднем на 5-30 британских пенни (4-25 рублей). Остальные популярные товары для туристов — пиво, банка колы или бигмак — обошлись дешевле в два-три раза.

Легкий алкоголь и закуски — одни из самых частых покупок для болельщиков. На этом фоне, по данным Сбербанка, оборот в центре Москвы по картам увеличился в 3,5 раза, а по данным РБК, выручка компаний выросла в 2-4 раза. Помимо этого, иностранцев привлек tax free. Продажи по данной системе выросли в 2-3 раза. Компании — производители и дистрибьюторы данных товаров стали одними из основных победителей чемпионата.

 

Но это лишь вершина айсберга. Подготовка и проведение чемпионата требуют единого слаженного механизма. Необходимы инструменты, материалы и технологии, которые будут работать при повышенной загрузке в логистике, при разработке плана и строительства объектов, например, технология наблюдения и распознавания лиц на стадионах. Эти услуги и продукты активно покупались и внедрялись, а следовательно, и давали налоговую базу, и речь не только о налоге на прибыль. Увеличиваются объемы сборов по НДС и ряду других налогов. Технологии цифровизации здесь тоже помогают повышению прозрачности продажи нерозничных товаров.

В 2014 и 2010 годах гости соревнований активно тратили средства на передвижение по городу, но в России транспорт, даже такси, стоит дешевле, чем в остальных городах, особенно в пересчете на километр. Кроме того, учитывая, что потребитель во время чемпионата находится в расслабляющей атмосфере праздника, а иностранный турист еще и вне дома, многие становятся склонны к приобретению более дорогих товаров и услуг и могут себе позволить, например, лишнюю поездку на такси, более необычную бутылку вина. На склонность потреблять больше и по более высоким ценам влияет также удобство и простота платежных технологий, которые улучшились благодаря инновациям.

FIFA выигрывает, страна проигрывает

Рентабельность подобных мероприятий — скорее исключение из правил. По самым оптимистичным прогнозам, Россия должна была получить выгоду от чемпионата максимум на 0,5-1,5% от ВВП. Отдельные компании выигрывают, но страна в целом чаще проигрывает, что случилось в Бразилии и ЮАР. Германия, рекордсмен по рентабельности, окупилась только через пять лет. Основная причина отсутствия рентабельности — это крупные инфраструктурные издержки для построения стадионов и передача всей выручки от прав на трансляцию чемпионата и продажи билетов FIFA.

За период прошлого чемпионата с 2011 по 2014 год FIFA заработала $5,718 млрд, а за 2015-2018 годы — рекордные $6,1 млрд. При этом около 82% FIFA всегда зарабатывает благодаря продаже медийных прав на трансляцию игр, а еще 8% — благодаря продаже билетов. По некоторым оценкам, Россия потратила на чемпионат более $14 млрд, но на самом деле большая часть этих расходов, выделенная на построение стадионов и модернизацию инфраструктуры, была запланирована независимо от чемпионата, и он только ускорил темпы построения стадионов. На некоторых стадионах, которые не подходили под стандарты FIFA, например арена в Екатеринбурге, были возведены съемные трибуны, которые стоили меньше, чем новый стадион. Стоит отметить, что $627 млн FIFA возместит российскому оргкомитету. Остальные деньги Россия заработает с эксплуатации стадионов и инфраструктуры, которые придется содержать, туризма и налогов.

Нельзя забывать и о косвенных эффектах. Не менее важной целью проведения подобных мероприятий является повышение goodwill — продвижение «бренда» России на международной арене. Туристы чувствуют себя более комфортно, когда у них есть возможность выбирать способ оплаты и платить безналичным способом. Они тратят больше, чем при использовании наличных средств. Безналичные платежи — это безопасность. В Бразилии были случаи воровства кошельков и денежных купюр на улицах города, пока туристы стояли на пешеходных переходах или снимали наличные в банкоматах. В итоге за Бразилией закрепился имидж нестабильной и опасной страны. Это заставило будущих туристов задуматься о новых поездках. В России же проблем с этим не было, и туристам наша страна запомнилась в большей степени с положительной стороны. Россия весьма специфично освещалась в иностранных СМИ до чемпионата мира, поэтому туристы получили отдых выше ожиданий, а значит, можно рассчитывать и на увеличение потока туристов в Россию.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+