К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жертвы реформы. Какие компании пострадают от повышения НДС

Фото Rolf Vennenbernd / DPA / TASS
Фото Rolf Vennenbernd / DPA / TASS
Увеличение ставки НДС с 18% до 20% разгонит инфляцию, что, в свою очередь, ударит и по благосостоянию россиян, и по целым отраслям экономики. Кто пострадает в большей степени?

На прошлой неделе Госдума одобрила повышение НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года. По расчетам властей, эта мера позволит привлечь в бюджет дополнительные 620 млрд рублей в год, которые потребуются для реализации майских указов президента Владимира Путина.

По словам министра финансов Антона Силуанова, дополнительные средства потребуются для финансирования образования и медицины. При этом льготная ставка НДС в размере 10% будет сохранена согласно перечню из пункта 2 статьи 164 НК РФ, в который входят продовольственные товары первой необходимости, а также детские товары и лекарственные средства.

Выбор НДС в качестве фискальной меры не случаен. Налог на добавленную стоимость имеет собираемость, близкую к 100%, что делает его крайне удобным инструментом для финансирования федерального бюджета. Однако есть у него и недостаток: рост налоговой ставки неизбежно приведет к разгону инфляции и снижению покупательной способности населения.

 

По данным Банка России, индекс потребительских цен достигнет 3,5–4% к концу 2018 года против нынешних  2,3%, а в 2019 году вырастет до 4–4,5%. В этой ситуации регулятор, скорее всего, оставит долгосрочную процентную ставку у верхней целевой границы в 7% годовых, что приведет к замедлению кредитования и негативно отразится на темпах роста ВВП.

Давление на потребительский сектор

Каких секторов экономики рост НДС коснется прежде всего? Прежде всего, это ретейл. Несмотря на то что продовольственные товары попадают под действие льготной ставки НДС в размере 10%, она распространяется далеко не на весь их перечень.

 

В частности, льгота не касается колбасных и рыбных изделий, которые присутствуют в среднестатистической потребительской корзине. Таким образом, повышение НДС для крупнейших ретейлеров, таких как «Магнит», «Лента», X5 Retail Group, обернется необходимостью поднять цены на ряд товаров, что необратимо приведет к снижению спроса и дальнейшему падению маржинальности бизнеса, которая находится на минимальных уровнях за последние несколько лет.

По итогам второго квартала темп роста выручки у «Ленты» замедлился до 16,6% в годовом выражении с 19,9% год к году за январь-март, что объясняется замедлением роста показателя сопоставимых продаж (like-for-like) почти вдвое, до 3,5%.

Кроме того, текущая тенденция к снижению среднего чека негативно скажется на динамике выручки эмитента. За второй квартал в ключевом сегменте бизнеса «Ленты» — гипермаркетах — средний чек сократился до 1143 рублей, что близко к минимумам с 2013 года.  В результате рентабельность EBITDA компании в текущим году снизится на 0,5%, до 9,2%.

 

Подтверждает тренд на снижение среднего чека и «Магнит», у которого показатель за второй квартал сократился на 3,1% год к году — при снижении сопоставимых продаж (like-for-like) по группе на 5,2% в годовом выражении.

Что касается рентабельности EBITDA — во втором квартале она снизилась на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 7,7%. В итоге низкая маржинальность в секторе будет вынуждать ретейлеров повышать цены на продукцию, что в условиях падения реальных доходов россиян только усугубит ситуацию для компаний.

Удар по «стройке»

Рост инфляции отразится и на строителях. Хотя покупка квартир не облагается НДС, стабилизация ключевой ставки ЦБ вблизи верхней границы на уровне 7% не позволит удешевлять ипотеку, что приведет к сокращению продаж строительных компаний в среднесрочной перспективе.

В частности, доля ипотеки в общем объеме реализации у одного из крупнейших девелоперов ГК ПИК равна 64%. При этом на фоне снижения средней ставки по ипотеке до минимальных значений за несколько лет (9,8%) количество ипотечных сделок в прошлом году выросло в 2,5 раза — с 8 761 до 21 069.

Также в 2019 году подорожают товары и услуги, что отразится на стоимости ремонта и отделки жилья для конечного покупателя. Это приведет к необходимости дополнительных затрата для девелоперов, а значит, и к повышению средней цены за квадратный метр на 3–7%. Так, например, средняя стоимость квадратного метра по объектам группы ЛСР, по данным за первый квартал 2018 года, составляла 97 000 рублей, то есть в том же периоде 2019-го она поднимется до 104 000 — 105 000 рублей.

 

Таким образом, на фоне консолидации ключевой ставки ЦБ существует вероятность достижения минимальной ставки по ипотечным жилищным кредитам в 2018 году, после чего стоимость заимствования начнет расти вместе с инфляцией. В этом случае вторая половина этого года — наиболее подходящий период для покупки недвижимости, особенно с помощью ипотечного кредита.

Есть ли альтернативы?

Вместо повышения НДС рассматривался вариант увеличения налога на доходы физических лиц с 13% до 15%. Однако эта мера привела бы к большим социальным потрясениям и снижению стимулов работать.

Кроме того, усилился бы переток экономики в серую зону, что привело бы к более низким и трудно прогнозируемым поступлениям средств в федеральный бюджет. Другим сценарием могло бы стать повышение налога на прибыль, однако в этом случае стоило бы ожидать еще больших потерь в темпах роста ВВП — до 1 п. п.

Увеличение ставки НДС замедлит рост ВВП на 0,5 п. п. — до 1,4% в 2019 году, что совпадает с новым прогнозом Минэкономразвития. В этом свете решение правительства представляет собой наименее болезненный способ финансирования майских указов президента.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+