Согласно предварительной оценке Росстата, в мае 2018 года реальные располагаемые денежные доходы населения составили лишь 100,3% к уровню мая 2017 года и снизились на 9,3% относительно апрельской отметки. Для сравнения: в первом квартале 2018 года реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 3,3% относительно аналогичного периода 2017 года.
Приведет ли замедление роста реальных доходов, произошедшее в мае 2018 года, к изменению тенденции хоть и небольшого, но роста реальных доходов населения? Хочется надеяться, что нет. Так, анализ статистики Росстата показывает, что сокращение реальных располагаемых денежных доходов в мае относительно апреля наблюдалось практически каждый год в период с 1999 по 2018 год (за исключением 2006 и 2007 годов, когда реальные располагаемые денежные доходы в мае составили соответственно 100,2% и 100,0% от уровня апреля). Традиционное снижение реальных доходов в мае, возможно, может объясняться стремлением населения взять отпуска и отгулы в период майских праздников. Это может приводить к снижению трудовых доходов, особенно у самозанятых лиц и работающих не в организациях. Так, например, объем платных услуг населению в мае 2018 года в сопоставимых ценах составил 99,5% от уровня апреля 2018 года.
Что же касается в целом динамики реальных располагаемых доходов населения, то в январе–мае 2018 года они выросли на 3,2% к такому же периоду прошлого года, что существенно ниже роста реальной заработной платы в аналогичный период (на 9% к январю–маю 2017 года).
Наличие такого разрыва в темпах роста доходов и заработной платы может объясняться несколькими факторами.
Во-первых, это может быть связано в том числе с тем, что в структуре денежных доходов населения, помимо наблюдаемой заработной платы, также присутствует скрытая заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, социальные выплаты, а также другие доходы. Прочие компоненты денежных доходов (помимо наблюдаемой заработной платы) могли иметь более скромные темпы роста, чем наблюдаемая зарплата.
Общий объем оплаты труда с учетом скрытой зарплаты составил в первом квартале 2018 года не более двух третьих от всех доходов и в реальном выражении увеличился лишь на 5,2% относительно такого же периода прошлого года (для сравнения: реальная зарплата в первый квартал 2018 года увеличилась на 10,2% к такому же периоду 2017 года).
Данные Росстата об оценке среднемесячной начисленной заработной платы наёмных работников в организациях показывают, что рост реальной зарплаты индивидуальных предпринимателей и физических лиц за первый квартал этого и прошлого года был ниже, чем у работников организаций (7,8% против 10,2%). Кроме того, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, составившие в первом квартале 2018 года 12,1% от общего объема денежных доходов населения, сократились в реальном выражении на 3,9% к аналогичному периоду прошлого года.
Во-вторых, фактором, сдерживающим влияние наблюдаемой заработной платы на денежные доходы населения, является рост в структуре денежных доходов доли социальных выплат, что связано в том числе с ростом доли лиц старше трудоспособного возраста, получающих пенсию, и уменьшением доли работников трудоспособного возраста. Так, в первом квартале 2018 года доля социальных выплат в денежных доходах населения составила 20,2%, в то время как в целом в период 2000-2017 годов она варьировалась с 13,9% до 19,7%.
В-третьих, разрыв в темпах роста доходов и заработной платы был наиболее существенным в январе 2018 года, а феврале–апреле 2018 года разрыв сократился. Как отмечено в Бюллетене Банка России «О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки» за июнь 2018 года, существенный рост заработной платы в начале года частично был вызван единовременными выплатами в отдельных отраслях.
В-четвертых, как указано в Ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения РАНХиГС, с 2015 года по май 2018 года снижение занятости в неформальном секторе продолжается, что связано со спадом вторичной занятости. Таким образом, снижаются доходы от подработок, что также может сдерживать рост доходов на фоне роста заработной платы работников организаций.
Следовательно, в ближайшее время можно ожидать лишь небольшого роста реальных денежных доходов населения, но по уровню ниже темпов реальных зарплат.