Пенсия от Шувалова. Зачем превращать ВЭБ в негосударственный пенсионный фонд
Замминистра финансов Алексей Моисеев озвучил идею наделить Внешэкономбанк (ВЭБ) функциями негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Это будет сделано в рамках трансформации накопительной системы в индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Ранее обсуждались предложения передать накопления в частные НПФ пропорционально их автивам или же вовсе превратить их в баллы.
Решение с двойным дном
С одной стороны, начиная с 2008 года накопленная доходность большинства НПФ уступала доходности управляющей компании ВЭБ. Это негативно сказалось на российской пенсионной системе в целом — финансовые потери повлекли за собой и удар по репутации негосударственных фондов.
В этой связи предложение по наделению ВЭБа функциями НПФ будет воспринято «молчунами» как несомненный плюс — их накопления фактически сохранятся под куполом государственной управляющей компании. Кроме того, для части россиян консервативная стратегия инвестирования ВЭБ — это гарантия спокойствия и сохранности их пенсионных накоплений.
С другой стороны, такое решение будет иметь отрицательное влияние на пенсионную индустрию в целом. На средства пенсионных накоплений, находящихся в ПФР, рассчитывали многие российские НПФ. Создание государством крупного игрока на рынке ИПК снижает потенциальную конкуренцию.
Это заставит НПФ активизировать кампании по привлечению «молчунов», что может отрицательно сказаться на стоимости привлечения, а также вызовет возможные махинации со стороны пенсионных агентов. В итоге это негативно отразится на финансовой устойчивости самих фондов.
Впрочем, назвать появление нового крупного игрока со стороны государства национализацией пенсионной системы нельзя. По сути ландшафт пенсионного рынка остается неизменным — россияне могут выбирать между огромным государственным ВЭБом, крупными негосударственными пенсионными фондами, большая часть которых связана так или иначе с государством, а также рядом маленьких НПФ.
Также нужно учитывать, что все последние инициативы ЦБ направлены на ужесточение требований к качеству активов НПФ. Это послужило причиной для усиления контроля над службами риск-менеджмента, для проведения стресс-тестов и совершенствования процедур раскрытия информации. Все это достаточно затратно для небольших НПФ, что будет приводить к дальнейшему сокращению их числа.
Будут ли в стране «длинные» деньги
Главный вопрос, связанный с введением ИПК, — насколько эффективно будет работать новая система пенсионных денег. У реформы достаточно много подрывающих факторов — это и кризисные явления в экономике, вызванные введением антироссийских санкций, и общее недоверие граждан к пенсионной системе.
Также россиян может оттолкнуть сама природа отчислений в пенсионную систему: если пенсионные накопления были обязательным «налогом», который отчислял работодатель, то ИПК — это добровольные отчисления, вычитаемые из зарплаты работника.
Таким образом, за потенциальные «длинные» пенсионные средства смогут побороться и страховые организации, и банки, предлагающие схожие инвестиционные продукты, и депозиты.
Для повышения интереса и вовлеченности граждан в систему ИПК нужны дополнительные меры экономического стимулирования — налоговые льготы и включение пенсионного капитала в систему гарантирования. Важный аспект — осознанный выбор гражданами пенсионного фонда, который будет управлять их сбережениями.
Пенсионная система в ее текущем состоянии может оказаться в ситуации, когда для выхода на полную мощность потребуется значительное время (от 5 лет и более), что, безусловно, вызовет шквал критики со стороны скептиков.