Еще год назад практически на любой блокчейн-конференции в Сан-Франциско можно было сразу вычислить «традиционных» венчурных инвесторов. В первых рядах сидели и внимательно вслушивались растерянные и удивленные главы крупнейших финансовых структур. Они впервые со времен доткомовской революции столкнулись с высокодоходным феноменом, который до конца не понимали.
Массовое участие венчурных инвесторов в блокчейн-проектах начало зарождаться к концу 2017 года. Всего на сегодняшний день в индустрии блокчейн насчитывается 400-600 крупных инвесторов и около 5000 мелких, подсчитал Ричард Тайтус, один из крупнейших игроков рынка.
Специализирующийся на криптовалютах портал Hacker Noon зафиксировал в 2017 году рекордное число инвестиций в блокчейн-проекты. Венчурный фонд Mangrove Capital посчитал, что если вложиться во все ICO 2017 года, включая провальные, инвестиции приумножились бы более чем в 13 раз. Эта доходность превышает спекуляции даже на самых крутых скачках курса биткоина. Но в 2017 году заработок инвесторов был чисто спекулятивный — многие заходили в проект на стадии предварительной продажи и выходили на пике при начале торгов на криптобиржах.
До сих пор не у всех инвесторов есть понимание, как работать в индустрии блокчейн.
Успешный подход
Накопленный опыт традиционного подхода венчурных инвесторов показывает, что основные критерии отбора для блокчейн-стартапов мало чем отличаются. Главные условия привлекательного проекта — это команда, стратегия, экспертиза и исследование рынков. Но есть и новые нюансы, которые специфичны для блокчейн-проектов.
Инвестируя в ICO, инвестор приобретает токены, но не становится полноценным акционером. Подход к такому активу в большинстве случаев спекулятивный. Такая модель имеет право на жизнь, но лучшей ее назвать трудно.
Оптимальный вариант работы блокчейном — это вхождение в акционерный капитал. При таком способе появляется возможность влиять на команду компании, которая проводит ICO. Главное в такой модели — правильное юридическое оформление. Такие сделки в последнее время заключаются все чаще.
Команда стартапа должна изнутри понимать боль и проблему, которую они решают своим продуктом. Состав основателей должен быть международным. Соотечественники — хорошо, но децентрализация должна транслироваться на все. Коллеги из Европы, США, Азии — явный сигнал, что проект воспримут зарубежные коллеги и поверят в его потенциал.
Стоит задать себе несколько вопросов. Насколько внимателен подход команды к юридическим вопросам? Есть ли у нее понимание о юрисдикциях? Имеет ли команда опыт работы на зарубежных рынках, с зарубежными партнерами? Понимает ли она, как можно быстро масштабировать бизнес? Каков уровень английского языка коллектива? Каким образом он исследовал рынок? Заложена ли в основу устойчивая экономическая модель? Как учтены интересы участников? Что стимулирует рост токена? Выполнены ли необходимые требования к токенам?
Наличие в проекте минимально жизнеспособного продукта с действующим функционалом (MVP — minimal valuable product) — сигнал о том, что проект на продвинутой стадии и команда способна к разработке.
Оптимальный вариант — это инвестиция в уже существующий бизнес, который разработал новый продукт на основе существующих мощностей и выводит его на рынок. Блокчейн — все еще «Дикий Запад», и наличие устойчивой конструкции с опытом развития и управления намного безопасней, чем неизвестные ковбои.
Устойчивое доверие
Отдельно стоит обсудить вопрос, для чего идти в блокчейн? Какой индустрии, какому сегменту экономике нужен блокчейн? Ответы на эти вопросы дают понимание о том, где стоит искать прорывные решения с большими шансами на успех.
Один яркий пример — гигномика (gig economy), модерновая модель экономики, которая предполагает свободную и краткосрочную форму занятости. Пионером в этой сфере стал Uber.
Необходимость доверия и прозрачности делает блокчейн идеальным решением многих проблем. Огромный рост этого сегмента гарантирован крупнейшими демографическими и социальными изменениями последних лет. Специализированный человеческий опыт будет расти в цене экспоненциально. Уже в 2018 году, гигномика — это 150 млн человек, от маркетологов до программистов, которые доверяют разным платформам учет и точность своих заработков. Природа доверия проектов в этой сфере и децентрализованность полностью соответствуют запросам и философии новых поколений.