Специалисты Международного Валютного Фонда (МВФ) оценили возможные последствия автоматизации труда для мировой экономики и социального равенства. Выводы оказались неутешительными: несмотря на то, что роботизация увеличивает производительность труда и ведет к росту ВВП, почти по всем сценариям она ведет и к усилению социального неравенства.
Согласно докладу МВФ, замещение людей роботами может привести к падению зарплат и, соответственно, к усилению расслоения общества. При этом чем сильнее роботизация будет способствовать росту ВВП, тем менее справедливо и равномерно буду распределяться доходы, считают в МВФ.
Пойти такое расслоение может по двум направлениям, уточняется в докладе. В первом варианте увеличится разница между капиталистами и рабочими, а во втором — станет больше дистанция между квалифицированной и неквалифицированной рабочей силой.
Широкое распространение искусственного интеллекта приведет к усугублению положения бедных даже в том случае, если роботы заменят человека не во всех трудовых сферах. Так, например, если будет замещен труд низкоквалифицированных сотрудников, то от этого пострадает не только эта категория работников, но и так называемые «синие воротнички», чьи доходы могут уменьшиться примерно на 26–56%, следует из доклада.
В ожидании катастрофы
Подобные опасения высказываются не впервые. Наиболее отъявленные пессимисты, вроде израильского историка Юваль Ной Харари, говорят о том, что внедрение роботов в трудовые процессы приведет к разделению человечества на две касты: класс обладающих властью «сверхлюдей» и класс людей «бесполезных».
Согласно же последнему исследованию глобального института McKinsey, уже в 2030 году потерять работу из-за внедрения автоматизированных систем могут от 400 млн до 800 млн человек.
Риски разрастания безработицы пугают политиков не на шутку, и в разных странах уже изобретают меры по борьбе с негативными последствиями автоматизации. Так, например, в Финляндии с января 2017 года проводится эксперимент по выплате 2000 граждан безусловного обязательного дохода по €560 в месяц.
Эти выплаты гарантируют заработок всем, кто мог пострадать в том числе от автоматизации труда. Еще одна яркая инициатива в этой области исходила от депутатов Европарламента, которые в 2016 году предложили облагать владельцев роботов специальным налогом, который бы использовался как социальная выплата тем, кто потерял из-за внедрения роботов работу.
Кто пострадает
Рост неравномерности в распределении доходов между бедными и богатыми — это глобальный тренд, объясняет партнер и руководитель группы повышения операционной эффективности КПМГ в России и СНГ Елена Устюгова. Поскольку автоматизация активно способствует обогащению собственников этих самых машин, это также неминуемо будет вести к еще большему неравенству, поясняет эксперт.
«Это неизбежно как восход солнца», — комментирует и академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов. По его словам, по мере автоматизации труда коэффициент Джини, который характеризует неравенство в доходах (варьируется от 0 до 1, где 0 — абсолютное равенство доходов), будет идти вверх.
«Суммарный валовый продукт человечества будет быстро расти, а число людей, реально его производящих, — наоборот, уменьшаться. Основной удар придется на «интеллектуальный» средний класс, то есть людей, занимающихся трудом, требующим средней квалификации — инженеры, обслуживающий персонал, рабочий класс. При этом нужда в поварах и парикмахерах никогда не исчезнет», — уверен академик.
Социальные последствия автоматизации приведут к неограниченному росту числа людей, которых общество может прокормить, но не может занять, уверен Александр Кулешов. «Психологически это будет создавать крайне некомфортную среду обитания для человечества в целом. Избежать этого, однако, не удастся, по крайней мере в среднесрочной перспективе», — прогнозирует он.
Внедрение автоматизированных технологий опасно для различного рода операторов станков и механизмов, а также, например, бухгалтеров, считает директор департамента консалтинга компании «Делойт» Алексей Суханов. Однако в итоге это не приведет к безработице, уверен он, а лишь подтолкнет к перераспределению человеческого потенциала из областей с низкой интеллектуальной составляющей в новые — «интеллектуальноемкие» области.
Несмотря на реальные опасения, ближайшим поколениям опасаться негативного влияния автоматизации не стоит, сходятся во мнении эксперты. «Мне кажется, эта проблема не будет актуальна для нынешнего рабочего поколения — мы спокойно доработаем до пенсии. В нашей стране люди еще долго будут востребованы», — прогнозирует эксперт сервиса для управления бизнесом «Битрикс24» Сергей Кулешов.
С ним соглашается и Елена Устюгова. По ее мнению, в краткосрочной перспективе предприятия в России могут скорее испытывать нехватку персонала из-за демографической ямы 1990-х годов и ограниченного количества молодых специалистов, выходящих сейчас на рынок труда.