Финтех для ЖКХ. Какие технологии помогут проводить онлайн-собрания жильцов
Регистраторский рынок является одной из тех отраслей, которым приходится гибко и своевременно реагировать на ежегодно меняющийся законодательный порядок проведения собраний, а также ужесточение требований регулятора, целью которых является повышение качества и прозрачности деятельности рынка. Нет отставания и по внедрению новейших технологий. Дистанционное обслуживание акционеров и эмитентов, мобильные приложения — все эти решения используются едва ли не шире, чем в банковском секторе. В условиях сокращения спроса регистраторы активно тестируют финтех-инновации. В перспективе именно они позволят лидерам отрасли укрепить позиции и найти применение своим технологиям на новых рынках сбыта.
Уменьшение рынка
На начало 2018 года суммарное количество реестров акционерных обществ на обслуживании у российских регистраторов насчитывало 56 400, что несколько меньше, чем в конце 2016 года — 60 600 (убыль на 7,4%). Этот факт в наибольшей степени связан с общим сокращением акционерных обществ почти в полтора раза за два года: на конец 2015-го их было 120 000, а в конце 2017-го осталось 86 000. Под сокращением понимается прекращение деятельности или реорганизация АО в ООО, за счет чего снижается клиентская база регистраторов.
Растут издержки регистраторов, в том числе в связи с дополнительными регуляторными требованиями. Например, по указанию №4501-У Банка России «О требованиях к организации профессиональным участником рынка ценных бумаг системы управления рисками» компании будут вынуждены увеличить расходы на создание выделенной службы риск-менеджмента. Кроме того, к 1 июля 2019 года они должны обеспечить необходимость наличия филиалов для обслуживания акционеров не менее чем в 60 субъектах РФ.
С учетом сохранения тенденции по сокращению числа реестров на обслуживании у регистраторов и усилению регуляторных требований, необходимости инвестиций в технологии для снижения издержек и повышения качества услуг в дальнейшем на рынке стоит ожидать увеличения активности в сфере слияний и поглощений и, соответственно, уменьшения количества игроков.
Лидеры и аутсайдеры
Национальное рейтинговое агентство на прошлой неделе опубликовало рэнкинг российского регистраторского рынка по итогам работы компаний за 2017 год. Нужно сказать, что это первая оценка рынка со стороны рейтинговых агентств.
На регистраторском рынке в России работают 35 компаний. Рынок в достаточно высокой степени концентрирован: доля крупнейших регистраторов (ТОП-5) занимает на нем более 60%. К ним агентство относит Группу НРК — Р.О.С.Т. (10 415 реестров), Акционерное общество «ВТБ Регистратор» (7944 реестра), Акционерное общество «Регистраторское общество «СТАТУС» (6069 реестров), Акционерное общество «Новый регистратор» (5721 реестр) и Акционерное общество «Реестр» (5372 реестра).
В своем отчете агентство отмечает также существенный разрыв между лидерами рынка и остальным сегментом: 59% (4,2 млрд рублей) от совокупной выручки приходится на 5 ведущих регистраторов. Причем совокупный финансовый результат сектора год к году вырос незначительно — менее чем на 2% (данные по 34 регистраторам). Это не удивительно, учитывая непрекращающуюся ценовую конкуренцию на рынке регистраторских услуг и сужение рынка.
Рынок регистраторов неоднороден: объем выручки лидера, полученной в 2017 году, отличается от аналогичного показателя аутсайдера в 120 раз. Наибольшую выручку в прошлом году показали Группа компаний НРК-Р.О.С.Т. (1699,9 млн рублей), Акционерное общество «ВТБ Регистратор» (750 млн рублей), Акционерное общество «Регистраторское общество «СТАТУС» (739 млн рублей), Акционерное общество «Реестр» (552 млн рублей) и Акционерное общество «Новый регистратор» (479 млн рублей).
Ставка на финтех
В условиях сокращения спроса регистраторы изыскивают новые источники дохода: проводят годовые собрания для мелких компаний, ведут реестры кредиторов, занимаются консалтингом. Оказание большого спектра «побочных» услуг позволяет некоторым регистраторам приблизиться к доходу, сопоставимому с выручкой от проведения единичных сделок для крупных эмитентов.
Путь наращивания технологического потенциала выбирают компании с устойчивым финансовым положением. Развитие сервисов дистанционного обслуживания способно значительно повысить качество и доступность услуг регистраторов независимо от места нахождения клиентов. Запрос на дистанционное обслуживание диктует и рынок. Мы видим существенный рост доли безбумажного документооборота в обслуживании не только эмитентов, но и зарегистрированных лиц.
Кроме того, современные IT-платформы позволяют регистраторам активно предлагать новые, нестандартные решения. Например, один из игроков регистраторского рынка вышел на рынок ведения реестров и собраний в многоквартирных домах.
Востребованность автоматизированных собраний собственников жилья пока достаточно сильно зависит от финансовой грамотности населения. Часто жители многоквартирных домов, а также управляющие компании и ТСЖ не знают о такой возможности. Однако опыт регистраторов в проведении собраний и конкурентные технологии может серьезно потеснить участников российского рынка онлайн-собраний собственников.