Первая половина 2018 года ознаменовалась громкими законодательными инициативами, в том числе и законопроектом «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».
В отрасли давно говорили о необходимости появления нормативно-правового акта, который бы регулировал деятельность платформ, привлекающих инвестиции. В настоящее время каждая платформа, выстраивая договорную модель, применяет уже существующие конструкции, адаптируя нормы Гражданского кодекса.
Кто-то выступает агентом между инвестором и проектом, а кто-то предоставляет только платформу, заключая с участниками лицензионный договор. Но основные проблемы состоят даже не в выборе формы договора, а в налогообложении каждого из участников, минимизации рисков для инвесторов (ведь именно они являются движущей силой, вкладывая свои деньги).
Получилось ли в законопроекте найти решение для основных рисков инвесторов? Мы поговорили с инвесторами существующих площадок, чтобы понять, какие проблемы их волнуют, и проанализировали, как именно законопроект эти проблемы решает.
Статус площадки
Инвестор на одной из краудлендинговых платформ Дмитрий Криворотов считает, что закон должен ввести требования к операторам площадки, чтобы обезопасить инвестиции. На сегодня оператором площадки может стать любое юридическое лицо, у которого, как и у всех, может быть заблокирован расчетный счет, подан иск в суд на огромную сумму, украдены деньги и так далее.
Большинство платформ пропускают все денежные потоки через свой расчетный счет, что делает их уязвимыми.
Некоторым площадкам удается использовать номинальный счет. Такой вариант безопаснее, так как деньги, которые находятся там, принадлежат не самой площадке, а инвесторам.
Однако возникает множество технических вопросов, которые требуют дополнительного регулирования и разъяснения, начиная от открытия номинального счета (банки открывают его крайне неохотно) и заканчивая ведением отчетности по операциям, осуществляемым в рамках номинального счета.
Законопроект вводит ряд требований к оператору площадки:
— регистрацию в форме хозяйственного общества;
— включение в реестр, который будет вести Банк России;
— запрет на совмещение деятельности краудфандинга и деятельности кредитной организации либо деятельностью некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора;
— наличие собственных средств (капитала) в сумме не менее 5 млн рублей;
— расчеты могут осуществляться исключительно через номинальный счет, при этом есть запрет как на использование денежных средств инвесторов для нужд платформы, так и на зачисление таких денежных средств на расчетный счет.
Также предусмотрены требования к аффилированным лицам и единоличному исполнительному органу. При этом полномочия единоличного исполнительного органа оператора инвестиционной платформы не могут быть переданы юридическому лицу.
Включение оператора площадки в реестр обеспечит контроль и позволит упорядочить рынок. На сегодня оператором действительно может выступать кто угодно (хоть индивидуальный предприниматель), и контроль за финансовым состоянием таких компаний отсутствует.
Нужно отметить, что громких судебных дел, связанных с привлечением площадок к ответственности, пока нет, и это показатель состояния рынка. В такой ситуации повышенные требования позволят остаться на рынке только сильным игрокам.
Требования к проекту
Новый законопроект определяет и требования, которым должен соответствовать сам краудфандинговый проект. Бывает такое, что в качестве проекта выступают и физические лица. Но даже если проект зарегистрирован в качестве юридического лица, это не исключает возможности мошенничества.
Во многом ситуация решается каждой конкретной платформой, которая определяет требования к проектам. Чем добросовестнее площадка, тем больше требований. Многие платформы дополнительно анализируют документы (в том числе выписки с расчетных счетов) или проводят дополнительное собеседование с основателями проекта.
Наличие рисков недобросовестного поведения со стороны проектов не раз отмечалось инвесторами.
Проект закона вводит базовые требования к лицу, которое привлекает деньги через платформы:
- наличие статуса ИП или зарегистрированное юридическое лицо (коммерческая организация);
- в отношении платформы не подано заявления о банкротстве;
- в составе органов управления нет лиц, которые не соответствуют требованиям к деловой репутации, установленным в правилах инвестиционной платформы.
Вот тут кроется одна из загадок проекта: что понимается под такими правилами и, самое главное, как оценить такое соответствие? Ответа нет.
Налогообложение
Инвестор вкладывает средства, рассчитывая на прибыль, а значит, при ее получении должен уплатить НДФЛ. Опрос инвесторов показывает, что именно с налогообложением связано большинство их волнений.
Как это работает сейчас:
- инвестор, получив доход, должен уплатить с него НДФЛ в размере 13 %;
- налоговым агентом по уплате НДФЛ является проект, что вызывает массу сложностей как на этапе расчета, так и на этапе уплаты. Многим площадкам было бы удобнее самим выступить в роли налогового агента, но закон такой опции не дает.
Многие инвесторы считают, что НДФЛ должен быть как минимум снижен до 1-2% или вообще отменен для таких операций. Так, частный инвестор Руслан Дудов отмечает, что в условиях недоступности банковского кредитования для малого бизнеса краудфандинг может стать настоящим локомотивом для развития классического и инновационного предпринимательства, а значит, налоговая нагрузка на инвестора должна быть существенно уменьшена.
И если применительно к снижению налоговой нагрузки предпосылок нет никаких, то вопрос с возможностью перенесения обязанностей налогового агента на площадку требует решения. К сожалению, авторы законопроекта никак не коснулись этого момента. А ведь такие изменения не только упростят работу всем участникам отношений, но и повысят налоговые сборы.
Взыскание денег
Пожалуй, самое уязвимое место с точки зрения инвесторов — взыскание денежных средств с проекта в случае, если он нарушает обязанность по возврату.
Сложность заключается сразу в нескольких аспектах.
Во-первых, все договорные отношения оформляются на платформе и на руках инвестора нет никаких бумажных документов.
Во-вторых, даже получив решение суда, еще нужно его реально исполнить, что на практике может вызвать множество проблем.
В марте этого года отличная новость для участников рынка пришла из Арбитражного суда Москвы, где было рассмотрено дело о взыскании денежных средств в пользу инвесторов одного из краудлендинговых сервисов.
Фабула дела довольно проста: проект допустил дефолт и нарушил сроки возврата денежных средств инвесторов. Это дало возможность проверить на практике работоспособность модели, так как суд оценил заключение договоров через платформу и по итогам рассмотрения удовлетворил требования в полном объеме, взыскав как сумму основного долга, так и проценты.
Было бы полезно, чтобы инвесторы могли рассчитывать на ускоренную процедуру рассмотрения спора. Сейчас это может затянуться минимум на несколько месяцев, а если проект будет обжаловать решение суда, то и еще дольше.
Нужно отметить, что среди инвесторов есть и те, кто считает закон лишним. Частный инвестор Александр Бахирев отмечает, что в целом уже есть масса норм в Гражданском кодексе, которые можно использовать для структурирования схемы таких проектов.
По его мнению, усиление контроля за этой сферой скорее станет негативным фактором, так как это увеличит затраты платформы. Будет создан очередной никому не нужный механизм, что, в свою очередь, откроет дополнительные коррупционные возможности и ничего не даст экономике.