Латвийский кризис: кто пострадал от блокировки счетов и как быть дальше
Прибалтийские и, в частности, латвийские банки на протяжении долгих лет были весьма любимы клиентами из России, Украины и стран СНГ. Туда шел как средний бизнес, так и клиенты из категории high-net. И латвийские банки с удовольствием принимали всех — как владельцев ларьков, так и обладателей многомиллионных состояний. Последние любили эти банки за низкие тарифы, высокий уровень сервиса, удобный интернет-банк, русскоязычную поддержку от персонального менеджера в любое время дня и ночи, готовность к диалогу и определенную гибкость. По сравнению с неповоротливыми швейцарскими банками, латвийские банки действительно обладали рядом преимуществ.
Надо сказать, что, к сожалению, в число этих преимуществ никогда не входили высокая стабильность и надежность. Но даже несмотря на это, банки вполне подходили для решения определенных задач. Например, через них оплачивались расходы, связанные с содержанием яхт и самолетов: вознаграждение экипажу, ремонт, хранение, эксплуатация и т. д. Кроме того, латвийские банки могли использовать для проведения мелких по сумме, но частых платежей в рамках ведения конкретного бизнеса — что совсем не приветствуется у западноевропейских банкиров.
То, что произошло в банковской системе Латвии за последние два месяца, пожалуй, является беспрецедентной историей. Все началось 13 февраля, когда финансовые власти США обвинили банк ABLV в содействии отмыванию денежных средств и фактически запретили ему расчеты в долларах. Далее события начали развиваться стремительно: охваченные паникой клиенты стали выводить из банка деньги — буквально за пару дней банк лишился порядка €600 млн. А уже через неделю, после неудачных попыток укрепить ликвидность, банк объявил о самоликвидации.
Но это оказалось только началом. В марте банковскую систему Латвии начало буквально лихорадить. То ли опасаясь повторения ситуации с ABLV, то ли просто в угоду американцам финансовые и надзорные органы Латвии, казалось, задались целью полностью избавиться от нерезидентов в местных банках. Фактически была поставлена задача уменьшить долю обслуживаемых международных клиентов до 5% (с существующих 40%), то есть в восемь раз. Задача была поставлена в марте, а 25 апреля уже в окончательном чтении был принят закон, ограничивающий работу банков с так называемыми shell-компаниями или «пустышками». Определение такой компании было указано в законе, и есть основания полагать, что большое количество клиентов, ведущих международный бизнес через латвийские банки, подпадают под новое ограничение.
Ряд банков отреагировал на новые веяния моментально и заморозил средства на счетах клиентов, заблокировав их до момента, пока клиент не предоставит доказательства того, что его компания проводила законные операции. И основная проблема сейчас заключается в масштабе происходящего — он настолько велик, что не все до конца понимают: деньги, застрявшие на счетах, могут уже никогда не вернуться к некоторым своим владельцам.
Многие полагают, что эта проблема их не коснется, поскольку операции проходили в соответствии с законом и требованиями банка. Кроме того, некоторые клиенты пользовались услугами самого банка по регистрации и обслуживанию своих иностранных компаний, а также получали консультации по проведению транзакций таким образом, чтобы в дальнейшем не возникало проблем. На самом же деле оказалось, что покровительство банка никак не гарантирует клиентам неприкосновенность. Все они в общем порядке должны будут доказывать свое право на капиталы.
А что касается категории high net, то им вернуть деньги будет, вероятно, даже сложнее, ввиду того, что зарубежные структуры зачастую оформлялись не на них самих, а на их доверенных лиц.
Клиенты, попавшие в данную неприятную историю, вынуждены нести колоссальные потери. Банки, понимая совсем не радужные для себя перспективы, судорожно пытаются хоть как-то заработать — напоследок, как говорится, и вводят безумные тарифы за обслуживание заблокированных счетов, исчисляемые тысячами и десятками тысяч евро. И клиенты вынуждены платить эти деньги до тех пор, пока ситуация не разрешится или, что более вероятно, не закончатся средства на счету.
Если у кого-то еще остались сомнения в серьезности происходящего, то с ними стоит попрощаться и немедленно начать действовать. Банк не может дать четких сроков и однозначного ответа, заставляет ждать неделями, кормит пустыми обещаниями? Обращайтесь к местным юристам, грозите судебными разбирательствами, не давайте банку забыть о себе и отодвинуть ваш вопрос в сторону. Такая тактика работает — проверено на практике.