Веерные отключения. Почему участились сбои в крупных банках и связано ли это с Telegram
С 17 апреля в соцсетях начала распространяться информация о проблемах с клиентскими сервисами банков. Так, пользователи пожаловались на перебои сервиса «ВТБ-Онлайн». Также появились жалобы на сбой в работе Райффайзенбанка и работу банкоматов Альфа-банка в Екатеринбурге.
В пресс-службе Райффайзенбанка подтвердили факт технического сбой. «В кратчайшие сроки все будет восстановлено», — сказали в банке. Пресс-служба Альфа-банка также сообщила, что «18 апреля в связи с технологическими обновлениями программы была недоступна незначительная часть банкоматов банка — не более 30 минут». В ВТБ не ответили на запрос Forbes.
Пользователи допустили, что эти проблемы могли возникнуть из-за блокировки IP-адресов Роскомнадзором после запрета использования мессенджера Telegram на территории России. 16 апреля Таганский районный суд Москвы вынес решение о блокировке мессенджера из-за того, что тот отказался предоставлять ФСБ ключи дешифрования. В результате 16 апреля Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса, через которые можно пользоваться Telegram. На сегодняшний день речь идет о более чем 18 млн заблокированных адресов.
Источник Forbes в одном из надзорных ведомств заявил, что участившиеся сообщения о технических сбоях в банках из-за действий Роскомнадзора напоминают спланированную кампанию. «Они вызывают подозрение в том, что кто-то таким образом (распространяя слухи) просто отстаивает неправомерность действий РКН», — комментирует он.
Сами банки также решительно опровергают наличие связи между техническими сбоями и действиями Роскомнадзора. Собеседник Forbes, имеющий отношение к IT-сегменту бизнеса Альфа-банка, уверяет, что временные перебои в работе сети банкоматов не могли быть связаны с действиями Роскомнадзора. «По закону все сервера и дата-центры банков должны находиться на территории России, тогда как вся инфраструктура Telegram находится за рубежом, и именно на ее блокировку направлены усилия ведомства», — объясняет он.
А вот замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики и исследования вредоносного кода Group-IB Сергей Никитин, напротив, утверждает, что банки для разгрузки серверов своих интернет-сайтов, которые используют клиенты, хранят данные на разных облачных серверах, находящихся при этом на одном хостинге. По его словам, это делается для того, чтобы при использовании сайта из разных точек мира клиент подключался к ближайшему хранилищу. Такая схема обеспечивает наиболее быстрый доступ. Таким образом, версия о технических сбоях из-за попыток Роскомнадзора заблокировать Telegram имеет право на жизнь, говорит Никитин.
Что касается версии хакерских атак на перечисленные банки, то ее опроверг в разговоре с Forbes замначальника главного управления безопасности и защиты информации Банка России Артем Сычев. То же самое сказал и Сергей Никитин из Group-IB: «Никакой информации по атакам нет».