К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Песочницы с деньгами. Как акселераторы помогут развитию финансов будущего

Фото Patrick Lux / Getty Images
Фото Patrick Lux / Getty Images
Банки, страховщики и финансовые холдинги все чаще ищут финтех-стартапы, которые они смогут интегрировать в свой бизнес, чтобы соответствовать духу времени и заодно получить конкурентное преимущество. Для того чтобы финтех и традиционные игроки могли встретиться, существуют акселераторы

Главная цель финтех-стартапов на сегодняшний день — это доступно донести свою идею до потребителя, то есть крупных финансовых организаций, чтобы потом претворить свой замысел в жизнь. Помочь в этом могут специализированные акселераторы.

В последнее время много разговоров о том, как быстро растут финтех-проекты: революционные платежные сервисы, искусственный интеллект в банковской сфере для анализа рисков заемщиков и выявления мошенников, продвинутые биометрические системы. Возникли даже опасения, что финтех рано или поздно «убьет» традиционный банк.

Однако в реальности это не так — банки, страховщики и финансовые холдинги ищут те стартапы, которые они смогут интегрировать в свой бизнес, чтобы соответствовать духу времени и заодно получить конкурентное преимущество. Для того чтобы финтех-стартапы и крупные традиционные игроки могли встретиться, существуют корпоративные акселераторы.

 

Одними из первых подобные опции запустили такие гиганты, как Microsoft, Samsung, BNP Paribas, Airbus, Barclays и другие. Однако они использовали их только для внутренних решений. В России сегодня на слуху акселерационные программы крупного бизнеса. В частности, AlfaCamp (программа Альфа-банка), QIWI Universe и акселератор Сбербанка, сотрудничающий с некоторыми фондами.

Корпоративные акселераторы по понятным причинам предъявляют к стартапам специфические требования, соответствовать которым получается сравнительно у небольшого числа проектов. Да и преодолеть корпоративные барьеры изнутри не всегда получается. Поэтому в качестве посредников между потребностями крупного бизнеса и инновационных стартапов стали появляться коллаборативные акселераторы, предлагающие не одной, а сразу нескольким компаниям-партнерам технологические решения.

 

Преодоление пропасти

Среди ключевых мировых площадок, на которых крупные игроки финансового рынка сообща работают со стартапами, можно выделить Stone & Chalk (Сидней), The Floor (Тель-Авив) и Level 39 (Лондон). Все эти акселераторы ориентированы не на венчурных инвесторов и фонды, а на потребителей сервисов из сегмента B2B. Крупнейший европейский акселератор Level 39 был создан корпорацией Canary Wharf Group в начале 2013 года. Он быстро стал важной частью технологического кластера Tech City. Кстати, открывал его небезызвестный Борис Джонсон, в то время мэр Лондона.

Наверное, наиболее последовательным примером коллаборативного акселератора можно назвать проект Fintech Innovation Lab, который реализует консалтинговая компания Accenture уже более пяти лет в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге. Недавно к этим локациям присоединился Дубай.

Основная проблема взаимодействия стартапов и корпораций в том, что существует огромный разрыв между корпоративной культурой большой компании и гибкой культурой стартапа. Последний может быстро тестировать продукты, вносить в них изменения, совершенствовать, отказываться от каких-то неверных идей и так далее.

 

Главная задача коллаборативного акселератора — преодоление этой культурной пропасти, мешающей крупным институтам использовать преимущества, которые присущи малым инновационным структурам. Весь современный бизнес борется за time-to-market, но это очень тяжелая, серьезная борьба. Поэтому основная цель, которую ставят перед собой коллаборативные акселераторы, это не получение стартапами инвестиций, а запуск пилотных проектов с потенциальными корпоративными заказчиками.

Для того чтобы запустить реальный пилотный проект, то есть нечто, работающее на «живых» данных, с реальным клиентом, приходится преодолевать множество корпоративных барьеров.

Страх перед действием

Есть такое понятие — обучение действием. Это теория, которая утверждает, что многим вещам невозможно научиться, читая книги или прослушивая лекции. Также нельзя научиться и запуску пилотных проектов, лишь посещая конференции и участвуя в модных в последнее время хакатонах. Почему? Потому что владелец или топ-менеджер крупного бизнеса, увидев или услышав лекции про замечательные инновационные решения, не начнет моментально менять свою корпоративную культуру. Обычно компания не готова внезапно пересмотреть свои приоритеты и включить в повестку дня какое-то чужое решение.

У компаний включается «иммунный механизм», который отторгает вмешательство извне. В крупном бизнесе есть внутренняя логика процессов, борьба между различными департаментами, уже сложившийся порядок дел и масса задач со своей очередностью. То есть идет борьба за приоритеты. И тут вдруг кто-то приходит со сторонней задачей, и возникает необходимость создать совершенно новую практику... Так что главный вызов для коллаборативного акселератора — это создание fast-track, или пути быстрого запуска проекта.

Коллаборативный акселератор — это замечательная возможность для корпоративного партнера не только запустить пилот, но и «прокачать» своих сотрудников, создав внутри себя компетенцию по работе с инновациями. Акселератор закончится, стартап сделает какое-то количество проектов, компания получит определенный результат, но «прокачанные» сотрудники останутся внутри компании и будут развивать это направление дальше.

 

С помощью акселераторов можно запустить процесс эволюции корпоративной культуры крупных компаний. Причем не просто на уровне понимания важности технологических новшеств руководством, но даже на уровне генерации собственных идей. В конечном счете именно идеи разной степени безумности позволяют бизнесу не отставать от конкурентов. С другой стороны, в российских условиях, когда венчурный рынок, и в частности финтех, находится буквально в зачаточном состоянии, для стартапа это уникальный шанс преодолеть «долину смерти» и получить не только признание в глазах потенциальных клиентов, но и реальные контракты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+