Для того чтобы стать таким фондом, «Трасту» для начала придется сдать банковскую лицензию. Сделать это нужно для устранения двух коллизий. Во-первых, в соответствии с федеральным законом цель деятельности банка — получение прибыли, а новый фонд будет работать для поддержки процесса финансового оздоровления проблемных кредитных организаций, то есть функционировать как некоммерческая организация.
Во-вторых, банковское регулирование накладывает множество ограничений и требований, таких как формирование резервов под проблемные активы, выполнение обязательных капиталозависимых нормативов. Фонду плохих активов все эти ограничения не нужны, иначе пропадает смысл его создания, который заключается в экономии расходов на санацию и ускорении процесса финансового оздоровления.
Фонду будут передавать проблемные активы санируемых кредитных организаций, за счет чего станет возможной оперативная расчистка баланса и повышение капитала банков до положительных значений. В свою очередь, деятельность фонда будет сконцентрирована на взыскании требований, что теоретически может повысить эффективность взыскания относительно того уровня возврата долгов, на который могут рассчитывать банки.
Работая вне банковского регулирования, фонд не будет нести расходы на формирование резервов. Фондирование предоставит Банк России, и, соответственно, не будет проблем, связанных с управлением ликвидностью. Таким образом, регулятор обособит все плохие долги своих подопечных проблемных банков, передав их структуре, которая не будет иметь рыночных обязательств.
О планах на будущее
Вероятно, проект имеет долгосрочные цели, и Банк России сможет использовать фонд плохих активов и для будущих санаций. Но на первоначальном этапе предполагается передача «Трасту» проблемных требований Промсвязьбанка, Рост-банка и Автовазбанка. Для Промсвязьбанка оперативная чистка особенно актуальна, так как он отойдет Росимуществу в качестве опорного банка для обслуживания предприятий оборонно-промышленного комплекса и должен соответствовать всем регулятивным требованиям. Размер фонда плохих активов представители регулятора предварительно оценивают в 1,1 трлн рублей.
Формируют фонд, очевидно, с оглядкой на рекордные расходы на санацию крупных игроков в конце 2017 — начале 2018 года. Чтобы считать оздоровление банков с участием регулятора успешным и подготовить тот же Промсвязьбанк к работе с оборонным сектором, пришлось бы потратить еще не одну сотню миллиардов рублей, заделывая дыры в балансах санированных банков. Если бы это делалось за счет стандартной докапитализации, то мог бы возникнуть вопрос о целесообразности санаций вместо простого отзыва лицензий. Кроме того, дополнительное финансирование оздоровительных процедур могло бы оказать еще большее воздействие на инфляцию и другие макроэкономические показатели.
Для минимизации этих рисков Банк России начал активно прорабатывать способы уменьшения своих расходов. Инструменты оптимизации — это не только создание фонда, но и новые инициативы по усилению ответственности экс-бенефициаров санированных банков. Получится ли взыскать с них компенсацию расходов — вопрос юридический и пока сомнительный. Относительно результатов работы фонда плохих активов тоже сохраняется неопределенность.
Завышенные ожидания
Конечно, сейчас еще рано судить об эффективности этого проекта, но представители регулятора уже озвучили свои ожидания по возвратности переданных фонду требований на уровне 40-60%. Применительно к проблемным активам такая возвратность представляется излишне оптимистичной. Даже по рыночным портфелям обеспеченных просроченных кредитов добиться таких результатов обычно не удается. А в случае пула активов крупных санированных банков речь, в числе прочего, идет о выводе активов на технические компании бывших собственников. Технические же заемщики вообще ничего из себя не представляют, взыскивать с них нечего.
Остается надеяться разве что на усиление давления на прежних владельцев банков, чтобы те завели живые деньги на баланс связанных с ними проблемных заемщиков. С учетом этого фонд плохих активов скорее поможет сократить дополнительные расходы на санации, а не компенсировать уже произошедшие потери.